Интересующую информацию ищите по ПОИСКУ вверху и внизу страниц НАШЕГО САЙТА

При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт

vv-nikitin.ru

Запрещено брать материалы для рекламы или продажи

Russian Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ ЖИЗНИ


САМОПОЗНАНИЕ. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ. КУЛЬТУРА РОССИИ: САМАРА. МОСКВА. ПЕНЗА. КУЗНЕЦК. АЛТАЙ.

 

 

Творчество автора сайта

 

Поэзия: Стихи о Культуре

ХУДОЖНИКИ МИРА

 

Картины-ИНДИЯ

Новости сайта

Д.С. Лихачев. "Самое большое". Письма о добром и прекрасном. Школьникам, студентам о том, как преумножить добро. В чём цель жизни? Учителям о Культуре жизни и воспитания.

  А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из мно...
подробнее...

8 июля 2024 года. Всероссийский День Семьи. Стихопритчи про семью - красивые со смыслом. Стихи о воспитании детей в семье. Свободный поэт В. Никитин. Самара.

Стихи о семье короткие, трогательные. Сценарий, стихи ко Всероссийскому Дню Семьи, Любви и Верности - 8 июля. Современные стихи (Стихопритчи) о семье...
подробнее...

Как сформировать у детей Культуру чтения? Роль книги в жизни человека. Всероссийский День библиотекаря 2023.

27 мая - общероссийский День библиотек. Как воспитать любовь к чтению? Материал для учителей и библиотекарей к классному часу о книге. Учи...
подробнее...

Война и Победа России в СВО. Чем закончится "война" России в Украине? Какой будет Россия после войны? Что на самом деле происходит сейчас с Россией? Биография и Подвиги Александра Невского.

Какие страны поддержали Россию в военной операции? Человечество разделилось по СветоСердцу. О Подвиге и героизме. Агни Йога.   Гимн России. Gimn...
подробнее...

Жизнь человека. Образ жизни и здоровье. Личная жизнь и дети. Полезные Знания для жизни. Значение Творчества для жизни. Для начинающих изучать Живую Этику.

  "Идеология, проводимая в Книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард...
подробнее...

Живая Этика про Солнечное сплетение. Центры (чакры) человека. Агни Йога. Влияние Космических энергий на здоровье. Опасность "пожара" центров. Мыслительная Йога.

Мыслительная Йога (Агни Йога) - когда самый согбенный поглядит в небо, тогда можно ждать радужной ленты с дальних Миров. Мыслительная Йога (Агни Йога...
подробнее...

О Подвиге и героизме. Агни Йога. О героях и Подвигах в ходе военных действий. Притча о смысле и мудрости жизни на Общее Благо. Подвиги в величии спокойствия совершаются. Духосердцезнания.

  Стихопритча <... Zа Победу! Задачу выполним...> Окружило Россию войско нечисти со своим оружием и тёмной идеологией — заграничная вражи...
подробнее...

АУРА человека.

 

Свет Цветов

Афиша сайта: Сотворчество. Огни Учения.

Наши Издания.

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD

 

ВИДЕО путешествий

Аудиовидео книги

печатные книги

 

DVD фильм

Китай-рассказ


DVD фильм

Индия-рассказ


DVD фильм

Алтай-рассказ


DVD учебный фильм

Ушу и Цигун практика

 

DVD-аудио-стихи

Стихи Женщинам


Книга-стихи

Спаси Жизнь


Книга о Кузнецке

Духосветоград

 

Армейские стихи

О Любви, службе, жизни

 

Книга: Общественный Труд

Энтузиазм-это зов Сердца

 

Книга 1: Ушу и Цигун

Методическое пособие


Книга 2: Правила-Цигун

Экскурсия в мир Ушу

 

Книга 3: Практика Жизни

Цигун против пороков

 

Книга 4: Искусство - Жизнь

"18 движений монахов"


Книга 5: Путь Огня

Космогония 24 формы Тайдзицюань


Книга 6: Огнезнание - Свет

Практика Космической Мудрости


Книга-путеводитель

Высоты Кузнецкого края

 

Книга для здоровья

Оздоровительные комплексы

 

Книга "Моя Самара"

Стихопритчи о Самаре

 

Книга "Сердце Ялты"

Тайна Дарсан

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ


НРАВСТВЕННЫЕ ценности. Культурные основы воспитания

М.Н. Чирятьев

Вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры,

советник РАЕН, член-корр. Международной Академии наук

экологии, безопасности человека и природы

 

“Постижение основных путей развития человечества -

это шаг к пониманию собственной личности”

 

 

 

Ю.Н. Рерих

«Развитие, лишенное своего человеческого и культурного

содержания, становится бессмысленным»

 

 

Из доклада Всемирной комиссии

по культуре и развитию ЮНЕСКО

1. В ХХ веке, как никогда раньше, мир стал взаимосвязаннее и взаимозависимее. Научные и технические достижения, казалось бы, принесли долгожданную возможность освобождать человечество от тяжкого труда и лишений, помогать ему быстро передвигаться и даже осваивать космические просторы, накапливать, потреблять и обмениваться на разных расстояниях лавиной информации, создавать уют и комфорт для повседневной жизни.

Но что же явилось причиной роста демографических, экономических, энергоресурсных и иных диспропорций в мире, что породило дисбаланс продуктов питания и вызвало рост техногенных катастроф? Почему растет агрессивность и преступность, вспыхивают новые войны, плодятся наркомания и проституция, множатся различные эпидемии, в том числе психические? За счет чего все больше детей захватывается этими напастями?

Неужели столь долгий и мучительный путь лишений и поисков породил очередную иллюзию? Цивилизация, создавшая множество машин и механизмов, питающихся лесом, нефтью, электричеством, атомной энергией, вместо освобождения людей, стала угрожать жизни на нашей планете. Более ста лет назад, выражая мудрость Востока, Свами Вивекананда предупреждал: “Знание способно освободить и спасти нас, но знанию должна сопутствовать добродетель”(1).

Испытания, обрушивающиеся последнее время на человечество, все настойчивее призывают сознание людей обращаться к вечным нравственным ценностям. Порог нового тысячелетия превращается в огненный рубеж, преодолеть который можно только с обновленным сознанием. Но косность и инерционность мышления столь велики, что многим легче погибнуть, нежели устремить взор к вершинам духа и открыть космические просторы нового эволюционного мировоззрения. Какие силы обволокли скорлупой сознания людей, какие процессы привели к тому, что замысловатые узоры, росписи, хаотичные наслоения на этой скорлупе принимаются за знания? Почему во многих странах стал иссякать животворный родник творческих исканий, духовных дерзаний и преображений?

2. Ответ на эти вопросы прост - цивилизация вытеснила Культуру. И, как неминуемое следствие пренебрежения к культуре, сам человек стал терять духовные силы, начали огрубляться высшие творческие способности, смыслы жизни стали размываться, понимание нравственных законов - деградировать, общественная мораль - оскудевать, а законы государств стали расходится или даже противоречить законам эволюции.

Цивилизация стала средой, порождающей гомункулусов. Рассудок стал сковывать сердца, а без утонченных качеств синтеза сердца не возможно совершенствование и самовоспроизведение основных ценностей бытия. Недостаток культурных энергий обусловил возникновение природных и социальных болезней.

Во все времена сущностным критерием упадка, барометром, предсказывающим надвигающиеся грозные перемены является состояние Культуры. Только перед лицом глобальных проблем человечество все более сильно стало чувствовать и осознавать целостность, единство, а также и хрупкость этого мира.

В самой природе Культуры изначально заложено это единство, ибо Культура созидается на основе наиболее просветленных слоев одухотворенного сознания, а проявления Духа согласуются с едиными для всех принципами и законами.

Разрушения в культуре явились показателем трагической разобщенности природно-космических, социально-исторических и психофизиологических начал самого человека. Это стало приводить к отчужденности человека, к подмене его неограниченных внутренних творческих способностей свойствами машинной механической цивилизацией.

3. Многие знают, что наш великий соотечественник мыслитель, художник, гуманист, подвижник культуры Н.К. Рерих так определил ступени совершенствования человека: "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры".

Комментируя это высказывание Е.И. Рерих отмечает: “Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?”(2)

Значит ли это, что образование является основой культуры? Конечно, каждый согласиться, что без образования недостижима культурность. Но что же лежит в основе самой природы просвещения, постижения знаний, в чем залог развития и обогащения личности? Как происходит “вос-питание” души ? Какие силы питают душу, помогают “вос-полнять” и пробуждать ее духовные накопления?

Н.К. Рерих, явивший миру самое высокое значение понятия Культуры, определял его как почитание Света, исходя из санскритского корня этого слова. “Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь....”(3) - писал он.

Этот Свет Культуры в ее высоком понимании является основой совершенствования человека. Ибо Свет, затаенный внутри каждого, проявляется в меру открытия и осознания сопричастности души к культуре. Неиссякаемый Источник духовных возможностей находится внутри нас. Способность к восприятию Культуры будет знаком Новой Эпохи.

4. Отнюдь не уютный быт, столь желанный для невежественных обывателей, заботящихся только о пропитании, воспроизводстве потомства и комфорте для семьи, а высшее надземное Бытие - истинная Родина Духа, устремлением к которой возможно открывать в себе суть человеческой природы.

Пространство Культуры насыщено вдохновляющими энергиями, через действенную сопричастность которым реализуются духовные возможности и формируются внутренние творческие качества: “... Если мы дерзаем произносить слово Культура, значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию”(4).

Напомним, что создатель учения о биосфере и ноосфере и автор новой научной картины мира академик В.И. Вернадский утверждал, что высшей формой биогеохимической энергии, которая осуществляет взаимосвязь и эволюцию живого и косного вещества биосферы, является “энергия человеческой культуры”. Биогеохимическая энергия поддерживает всю иерархическую целостность эволюционных слоев материи. Градации этих слоев бесконечны, весь Космос пронизан тонкими энергиями и нет границ между духом и материей. Ноосфера - высшая оболочка биосферы, созидаемая научной мыслью и силой разума, в наиболее просветленных своих слоях развивается энергией человеческой культуры.

В человеке отражается Космос, и его одухотворенные миры тоже представлены тонкой материей нашей психики, вплоть до - “царства Божия внутри нас”. Таким образом, человек является мостом между миром внешним и внутренним, способным высшей деятельностью своего сознания, психической энергией гармонизировать и уравновешивать эти миры, творчески сочетать дух с материей. Этому соответствует и то, что уже более 70 лет назад высказал в письме к В.И. Вернадскому священник, ученый и богослов П.А. Флоренский. Он размышлял “о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа... Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе”(5).

Великий индийский философ Шри Ауробиндо говорил: “Идеал истинной культуры, служащей для человечества основой реализации своих высших возможностей, заключается в том, что бы строить свою жизнь не на деятельности чувственного разума, не на менталитете ограниченной посредственности, но на знании, здравом смысле и широкой познавательной способности человека, на истине, красоте и самоконтроле над импульсами низшей природы, на проявлениях утонченного эстетического существа и озаренной воли, формирующей характер и высокие морально-этические идеалы”(6).

5. Основа образования связана с постижением природы ума и его изменений в разных возрастах. Поэтому образование, не учитывающее живую многообразную природу внутреннего человека, только затрудняет естественные процессы раскрытия внутренних качеств сознания, без утончения которых невозможен духовный синтез.

Учения Востока (веданта, буддизм), глубоко проникнувшие в тайны человеческой природы, исходят из того, что ничему нельзя научить насильно, но можно собственным примером учителя и силой его духовного синтеза зажечь в ученике интерес, желание приобретения знаний, устремление. Все Знание внутри, его нужно бережно и соизмеримо с индивидуальными наклонностями и способностями ученика выявлять. Внутренняя божественная природа человека содержит зерно духа, с которым связана индивидуальность (следует отличать от личности). Это зерно обладает внутренним законом роста - Дхармой. Дхарма (буквально - “то, что удерживает вещи вместе”) не сводится только к вере, идеалу слагающему социальные нормы, это закон проявления нашей жизни во всех аспектах, это и путь достижения идеала. Стремление к справедливости и к поиску истины коренится в Дхарме. Каждое существо обладает своей Дхармой, исходя из индивидуальной природы, но человек может сознательно руководствоваться магнитной силой эволюционного закона космического бытия. “Суть Дхармы неизменна, однако в нашем сознании она развивается, и развитие совершается поэтапно, существуют градации духовного и этического восхождения в поиске наивысшего закона нашей природы”(7) - пишет Шри Ауробиндо. Отсюда многообразие путей и плюрализм в культуре, ибо и общество имеет свою Дхарму, с которой должна сочетаться индивидуальная.

6. В этой связи следует вспомнить школу Пифагорейцев, которые истинную реальность выводили из мира чисел, пропорций, гармоний, или элеатов, делавших акцент на мире сущего. Платон дал духовную программу развития античной философии и науки, указал путь совершенствования души и мира. Он считал, что разумность души выражается в ее стремлении приобщиться к сиянию истины и бытия и тем познать их, а отклонение души в омраченные сферы вызывает ее отупение, порождает метания и сомнения, и она лишается ума.

Тогда же в Академии Платона были даны правила образования. В основе их стояли принципы взращивания знаний в душах учеников. Учителем мог быть только тот, кто сам приобрел опыт и в исканиях дошел до определенных знаний. Как и в глубоких традициях Востока, так и в античном мире мудрецы считали, что Знание не передаваемо, оно, как путь, на него надо вступить и самому его пройти, тогда изнутри тебя, в меру твоих достижений, проявится то божественное начало, в котором живо семя универсальной истины. Учитель показывает достойный путь и помогает ученику свободно и творчески по нему двигаться. “Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно заставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание не прочно... Поэтому, друг мой, – пишет Платон, – питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого”(8).

Другой великий грек Гераклит учил, что различные конкретные сведения о многих вещах менее значимы, чем познание их единой сущности, проявляющейся в Природе универсальным Логосом. Человек способен обучаться и расти потому, что "душе присущ Логос, сам себя умножающий" и "всем людям дано (дана возможность) познавать самих себя и быть разумными"(9).

Таким образом, с древности прививалась мысль о первостепенной значимости внутреннего труда, приобретения внутреннего духовного опыта. Овладение утонченным синтезом знаний и красоты жизненной гармонии готовит душу человека к постижению универсальных законов развития. При этом условии понимание внешней природы будет правдивее и жизнь обретет смысл, общественную полезность и высокую целесообразность.

 

Картины - Фото сайта

 

Выставки, занятия, Конференции

МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ

 

Картины-РОССИЯ

Новости сайта

12 апреля 2024 года. Материал для классного часа ко Дню Космонавтики: интересные статьи, стихопритчи (стихи) для детей и школьников. Творческие конкурсы. Труженникам космической отрасли посвящается.

  Современные стихопритчи (стихи) про Космос, планеты. Цитаты и высказывания для детей и школьников о Космосе. Биография Юрия Гагарина: неизвестные ...
подробнее...

15 апреля 2024 - Международный День Культуры. Информация для презентаций. Мероприятия к 15 апреля 2024 года для школ, библиотек, музеев.

  Стихи, высказывания о Культуре. Культурные мероприятия в школе, библиотеке, музее для учащихся, студентов. Рисунки участников Всероссийского...
подробнее...

15 апреля 2024 - Международный День Культуры. Культура России. Жизненные вопросы и ответы на события в России, Украине и Мире. АгниКультура - Знамя Мира. Zа Жизнь! Zа Отвагу! V - За Победу!

АгниМироНовости нашего Сердечного и Благовещего-Благодатного Огня в Культуре Жизни.   Жизненные-текущие вопросы и ответы на события в России, Укра...
подробнее...

Стихопритча (стихи) - как соблюдать Великий пост 2024г. Как правильно поститься? Как начать поститься в первый раз? Как бороться с навязчивыми мыслями?

Как соблюдать Великий пост перед Пасхой?   Стих<о>притча <…Пост…>   Учитесь повседневно жизнью Святость соблюдать Постом ли наз...
подробнее...

"Прощёное Воскресенье" перед Великим Постом. Около понятия прощения много непонимания. Прощение и Карма человека. Кто может простить грехи? Можно ли простить врагов?

  Главное! СделаеМ выводы, чтобы не повторяться в "ошибках"-причинах, а через "Прекрасные Поступки" в жизни будут и следствия Благочистивые. <В...
подробнее...

Письмо Президенту России о Будущем Страны. Поддерживаем и голосуем за Президента России Владимира Путина - 2024! Российско-украинский кризис, каким будет исход СВО? Россия за Мир и Единение стран!

  Письмо надёжному Президенту. Мир на пороге эволюционных перемен: "Россия является Центром преображения человечества и Земли".   ДухоСердцеМы...
подробнее...

Жизнь и Огненное ДУХОТВОРЧЕСТВО Елены Ивановны РЕРИХ. Сотрудница Космических Сил.

  12 февраля - ДЕНЬ рождения ЕЛЕНЫ Ивановны РЕРИХ выдающегося философа, ученого, президента-основателя Института Гималайских исследований «Урусва...
подробнее...

Проблемы здоровья и здравоохранения в России. В здоровом теле здоровая мысль. Связь здоровья и Культуры человека. Н.К. Рерих. Правильно ли выражение "В здоровом теле здоровый дух"?

  Продолжение Оглавление книги читайте по ссылке 2 страницу читайте по ссылке 3 страницу читайте по ссылке 4 страницу читайте по ссылке 5 ...
подробнее...

Творчество 21 век

 

Детям о Космосе

АУРА космоса.

 

Духомир Вечного

Афиша сайта: Сотворчество. Жизнь-Учение. Наши Издания

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD


Аудиовидео книги  печатные книги

DVD-стихи

"Живые мысли"


DVD-стихи

"Свет в тебе"

 

DVD-аудио-стихи

Духопромысел

 

Книга

Духопромысел

 

DVD-стихи

Стихи про Космос


Книга-стихи

Свет в тебе


Книга-стихи

Живые мысли

 

Книга-сборник

Мудрость Любви


Книга-Тайна

Чудеса Жизни

 

Книга-Знания

Космическая Мудрость

 

Книга-Откровение


Практика Знаний

 

Книга 1. Агнисветопоиск

Болезни.Привычки.Здоровье

 

Книга 2. Агнисветопуть

Иеровдохновение

 

Книга 3. Агнисветоопыт

Двухполюсность. Вера. Воля.

 

Книга 4. Агнисветодух

Практика жизни для совершенствующихся.

 

Книга 5. Агнидухожизнь

Агницитаты и Агнивысказывания.

 

Книга Огнесветознание

Жизнеосознание Огнедухотворчества

 

Книга Агнидухослово

Духотворческие словосочетания

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ

Все права защищены © 2010-2017