Договориться о встрече для записи и консультации по занятиям Ушу, Цигун и Йоге в Самаре по телефону: 

890-47-48-38-48

При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт

vv-nikitin.ru

 Russian Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ ЖИЗНИ


САМОПОЗНАНИЕ. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ. КУЛЬТУРА РОССИИ: САМАРА. МОСКВА. ПЕНЗА. КУЗНЕЦК. АЛТАЙ.

 

 

Творчество автора сайта

 

Поэзия: Стихи о Культуре

ХУДОЖНИКИ МИРА

 

Картины-ИНДИЯ

Новости сайта

Стихопритчи про семью - красивые со смыслом. Стихи о воспитании в семье.

Стихи о семье короткие, трогательные. Сценарий, стихи ко Всероссийскому Дню Семьи, Любви и Верности - 8 июля. Современные стихи (Стихопритчи) о семье...
подробнее...

Как делают татуировки? Что нужно знать, прежде чем делать тату?

Эскизы татуировок для девушек. Тату для мужчин. Каталог татуировок. Чем вредны татуировки для здоровья и тела.   Поговорим о татуировках, которые...
подробнее...

Со скольки лет нужно обучать шахматам? Почему школьников будут обучать игре в шахматы? Польза шахмат для развития ребёнка.

Интересные и новые факты о шахматах. Что рассказать ребёнку о шахматах и школе шахмат? Игра в шахматы для начинающих детей. Шахматы - тренажёр для моз...
подробнее...

Ушу для детей в Самаре. Ушу в Самаре. Цигун Самара. Йога.

आग. Занятия Ушу и Цигун для детей в детских садах и школах. Для записи на занятия Ушу и Цигун  (Самара) "Мама + ребёнок" позвоните: 890 47 48 3...
подробнее...

Новые Красивые высказывания, Цитаты и Афоризмы о Человеке. Мудрые мысли о жизни и людях.

Человек - тайна двух противоположностей. Человек - это Красота, зависящая от устремления. Человек - излучает яд или эликсир жизни.   1. Человек - ...
подробнее...

आग. ДЕНЬ России. 5 актуальных стихопритч (стихи) о России - современные, красивые. На конкурс чтецов для старшеклассников.

12 июня - День России. Стихопритчи о Руси современного автора. Лучшие стихи о России на конкурс чтецов для старшеклассников. Стихи о Культуре России. ...
подробнее...

Стихопритчи (стихи) про боевые искусства. УШУ Самара. Тайцзи. Китайская гимнастика

Философские стихи, мысли, притчи. Русская философия. <...Великий Предел...>   Стоишь как вспышка Света от Земли до Неба Пробудились силы С...
подробнее...

АУРА человека.

 

Свет Цветов

Афиша сайта: Сотворчество. Огни Учения.

Наши Издания.

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD

 

ВИДЕО путешествий

Аудиовидео книги

печатные книги

 

DVD фильм

Китай-рассказ


DVD фильм

Индия-рассказ


DVD фильм

Алтай-рассказ


DVD учебный фильм

Ушу и Цигун практика


DVD-стихи

Стихи про Космос

 

DVD-аудио-стихи

Стихи Женщинам

 

Книга о Кузнецке

Духосветоград

 

Книга-сборник

Мудрость Любви

 

Книга: Общественный Труд

Энтузиазм-это зов Сердца

 

Книга 1: Ушу и Цигун

Методическое пособие


Книга 2: Правила-Цигун

Экскурсия в мир Ушу

 

Книга 3: Практика Жизни

Цигун против пороков

 

Книга-путеводитель

Высоты Кузнецкого края

 

Книга для здоровья

Оздоровительные комплексы

 

Книга

Моя Самара

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ


В ЗАЩИТУ ИМЕНИ И НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ.

 

Стихопритчи: помощь МЦР. В защиту наследия семьи Рерихов. Новости Культуры.

 

<...Мы под Лучом...>

 

"На всё Воля Твоя, Владыка".
Беснует невежественная клика,
Идеи Света для неё Пожар,
В нужный час Мы нанесём удар.

Картина <...Вестник...> из книги "Живые мысли"

Читать далее

 


ОТНОШЕНИЕ К РЕРИХАМ - "ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ
КУЛЬТУРНОСТИ"

 

Искание новых путей — самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. Это должны запомнить все новые. Самое ужасное, когда люди не умеют выходить из старой колеи. Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками. Как невозможно со средневековым ключом открыть современный замок, так невозможно людям со старыми привычками открыть дверь в будущее. Скажем всем: нужно, нужно, нужно найти новые пути. Свойство найти новые пути ценно. Потом)’ Мы испытываем ученика на умении приспособиться при необычных условиях.
"Явление новых токов поразит человечество; и, как всегда: в руках знающих они будут благодетельны, а в руках невежд они будут бичом". Беспредельность, § 484.

Сегодня мы наблюдаем большое разнообразие видений и подходов к пониманию и оценке творчества Рерихов. Конечно, многообразие и должно быть, но, несмотря на историческую близость к нам феномена Рерихов, все больше начинают заявлять о себе принципиально полярные позиции его исследователей даже в тех случаях, когда речь не идет об откровенных хулителях.
Явление Рерихов настолько грандиозно, что оно будет предметом обсуждения и исследования еще для многих и многих поколений. Мы стоим только у истоков этого, хотя, справедливости ради, следует отдать должное тем первым, которые имели счастье знать Рерихов лично и работать с ними. Их впечатления и суждение особенно ценны. Сам подход к творчеству Рерихов напоминает «проективный тест», используемый в психологии, оценивая и объясняя который испытуемый выявляет свой личностный портрет. Можно выделить три направления, или три типа сознания у тех, кто тем или иным образом соприкасается с яркой мощью грандиозного творческого явления Рерихов.
Первый — это принятие Учения и творческого наследия Рерихов сердцем, созвучие собственного опыта с этим духовным большинством и стремление жить, мыслить и расти, руководствуясь им. Вставший на этот путь будет стараться торжественно, бережно, творчески соизмеримо и вместе с тем целесообразно и действенно выявлять грани этого наследия. Почитание Высшего будет его путеводной звездой.
Второй — это восприятие наследия Рерихов с позиций уже сложившихся в общественном сознании ценностных установок, крепленных так называемым объективным научным методом. Подобные исследования представляют собой попытку оценить качественно новое, эволюционное, живое Знание с позиций уже обреченной на изживание парадигмы. Причем методы, которыми пользуются многие, выбирающие это направление, тоже принадлежат прошлой, как справедливо считает современный ученый Р.Г. Баранцев, линейной и неоткрытой системе. Но с позиций плоскости адекватно оценить объем невозможно, ибо при этом неизбежно происходит умаление ценностей, качеств и мер мира, обитатели которого живут в условиях действия больших степеней свободы. Сюда же можно отнести и язык описания, так как семантическое поле непосредственно зависит от мерности описываемого мира. Обычный язык не в состоянии полноценно выразить смыслы более высоких состояний, для этого необходимо совершенстве владеть искусством речи, да и то умело дополняя это другими формами познания и выражения. В этой связи уместно напомнить слова Л.В. Шапошниковой, сказанные в статье "Клевета поощряемая" «Точный и выразительный термин плоское мышление был впервые введен крупным русским мыслителем Д. Мережковским в его статье "Большевизм и  человечество" (Независимая газета, 23.06.93). Мережковский делит людей на две категории. На плоских, или двумерных, и глубоких, или трехмерных. Но речь здесь идет не о геометрии пространства, а о геометрии духа. Идет вечная борьба, — пашет он, - между двумя этими возможностями: углублением и нивелированием. Плоские борются против глубоких, чтобы ах истребить или сделать себе подобными... Главным преимуществом плоских над глубокими является ложь. Гладкая поверхность иногда представляется нам глубокой только потому, что она отражает глубину. Плоские пользуются этим оптическим обманом, чтобы в своих плоских зеркалах отражать неведомые им глубины искусства, науки, философии и даже религии.
Следует добавить, что для второго типа сознания характерно стремление реконструировать целостный многомерный объект по имеющейся незначительной части его осколков. Причем сами осколки иногда представлены искаженной моделью, выполненной по их вторичному описанию, сделанному с кривого, затемненного и покрытого трещинами зеркала. О предназначении и функциях предмета представления тоже самые общие и внешние.
Третий — компромиссный, переходный от одного состояния к другому. Для реализации этого направления нужно хотя бы частично вмешать понятия нового и, главное, стремиться освобождаться от стереотипов старой парадигмы и действенно, в жизни осознавать принципы построения нового мировоззрения. Этим путем сейчас вынуждены идти многие исследователи.
Чаще всего нам приходится оспаривать оценки жизни и творчества Рерихов, возникающие у людей, принадлежащих, условно говоря, ко второму типу.

Так, некоторые авторы пытаются представить творчество Рерихов как «неомифологию»  или даже «мифотворчество». Здесь следует уточнить, что мифология действительно и по праву претендует на целостное и образное видение мира, имеющего в основе своей организации вертикальную ось. Тем самым в древности, на определенном этапе эволюции человеческого сознания (а именно эта эволюция и является главным критерием нашего развития), мифологический способ мышления был основным фактором, связующим человеческое сознание с Высшими Мирами. После этого этапа на смену мифологическому способу мышления пришло религиозное м научное мышление. И то, что применительно к Рерихам называют «неомифологией», более целесообразно определять, как новое эволюционное космическое мышление или одухотворенное научное синтетическое мышление [2, с. 26 - 321.
Таким образом, мифологический способ познания утратил свою актуальность, а новое качество мышления рождается в культурном синтезе искусства, религии (или духовных учений) и науки. Наверное, именно из-за этой принципиальной неполноценности попыток построения целостной картины творческого наследия Рерихов с мифологических позиций и появляются вышеупомянутые пресловутые «осколки». Пытаясь преодолеть это противоречие, иногда пишут о «космической неомифологии Рерихов» или о «пантеистическом характере неомифологии Рерихов», однако и эти определения в целом мало что меняют. Аналогичным образом можно считать несостоятельными и попытки свести рериховское наследие и Учение Живой Этики к религии или рслигиозно-философским системам.
Конечно, будучи ярчайшим явлением Культуры, наследие Рерихов связано и с мифологией, и с религией, в со многими другими основами культуры. Сами Рерихи неоднократно напоминали, что этимология слова «религия» идет от латинского «religare», что означает связь с Высшим. Творчество жизни Рерихов явилось героическим примером реализации высшего начала в себе самих и сознательного осуществления связи и установления сотрудничества с Высшими, более совершенными духовными Сущностями и с Высшими Мирами.
Но при этом Рерихи понимали, что существующие еще формы религии были необходимы на определенном этапе развития человечества, который в основном завершился. Наше время ознаменовано переходом на новый этап, характеризующийся сознательным вхождением человечества в поток космической эволюции. В свете всего вышесказанного совершенно неуместно сведение творчества Рерихов к религиозным воззрениям, особенно когда в них вкладывается традиционный смысл, полный стереотипов, пережитков, предрассудков и закостенелых представлений.

Также когда мы говорим о научном характере значительной части наследия Рерихов, нужно иметь в виду, что это не будет достаточно справедливо в смысле старого, традиционного толкования научного, претендующего на объективность знания, что здесь речь идет о новой одухотворенной науке будущего, провозвестниками которой были Рерихи. Можно ли рассматривать, к примеру, явление Н.К. и С.Н. Рерихов как художников только с позиции традиционной истории искусства? Не будет ли это попыткой по одному засушенному цветку в гербарии представлять всю разнообразную жизнь луга? Можно ли понять целостный смысл научного творчества Ю.Н.Рериха, не пытаясь постичь духовных истоков, жизненного опыта и внутренних побуждений его работы?
О жизненном же подвиге Е.И.Рерих вообще бессмысленно, я бы даже сказал — противопоказано судить людям, чье сознание приковано к внешним, грубо материальным явлениям, или загромождено мешаниной суеверий, предрассудков и догм как оккультного, так и религиозного характера. Сам Н.К.Рерих говорил:
«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые даже называли это разнообразие противоречиями. Конечно, они не знали, из каких импульсов и обстоятельств складывалась многие виды труда. Назовем эти особенности жизни именно трудом» 3, с. 961.

Чтобы суметь понять природу проявившейся за последние семь лет новой волны нападок на Рерихов, следует попытаться вкратце охарактеризовать сам феномен Рерихов. Человеку, соприкоснувшемуся с наследием этой семьи не понаслышке, а пытающемуся в собственной жизни воплощать вдохновившие его знания, будет понятно утверждение, что Рерихи — это явление космического масштаба. Их творчество, выраженное в мыслях, словах, художественных образах, действиях, охватило всю планету и вышло в космические просторы. Утвердив значение Красоты земной, Рерихи, всем творчеством своей жизни, выявляли надземные, духовные корни этой Красоты. И не только выявляли, но и возрождали ныне утраченные и искаженные связи земного и надземного, материи и духа.
Конечно, претендовать на полное постижение уникального творческого феномена семьи Рерихов в подавляющем большинстве случаев могут лишь ограниченные или же с не совсем здоровой психикой люди. В свое время ученый и священник Павел Флоренский писал В.И.Вернадскому: «В Талмуде есть мудрое изречение: «Приучай уста твои говорить как можно чаще: Я не знаю. Как было бы полезно современности обратить внимание на него, сделать лозунгом и вывесить во всех аудиториях. Sуsетglаиbе ist Аbеrlаиbе (системоверие есть суеверие — нем.) и это  Аbеrlаиbе ведет к нежеланию действительно познавать, действительно изучать то, что нам доступно [4].

О попытках вложить все многообразие жизни в прокрустово  ложе искаженных ценностных установок и стереотипов, разложить все по полочкам вырождающейся логической системы  очевидности уже говорила Л.В.Шапошникова. Но такой подход закрепленный старой парадигмой узаконенный медленно  развивающейся научной методологией, стал привычен для самого мышления многих исследователей, связанного механистическим восприятием действительности. И живые ценности и смыслы, препарированные таким аналитическим подходом, невольно превращаются у них в засохший гербарий или в мумию.
Отношение к наследию тех, кто причисляет себя к последователям Рерихов, может выражаться в разных формах: в координациях действий — от грубого подражания до стремления к тонкому сотворчеству, выстраивающему иерархическую преемственность,  а в координатах мышления — от начетнического и эклектичного цитирования до огненного в духе, самоотрешенного, сознательного сотрудничества во имя Общего Блага, вдохновляемого прекрасными мыслями.
Уместно напомнить, что в Учении рекомендуется все делить  на четыре части: первую часть отдавать Высшему, вторую — Общему Благу, третью — ближнему, а четвертую — себе, но при этом отмечается, что при эволюции человека последняя часть должна  переходить во вторую. В конечном счете мы должны научиться действовать так, чтобы личное полностью растворилось в общем. Все Рерихи владели искусством действовать и в социальной вязи сфере, и в сфере духовных энергий, то есть обладали высокими качествами внешней активности и внутренней дисциплинированной работы. Причем совершенствование внутренних качеств, качеств сознания, было основополагающим. Но, несмотря на определенную универсальность, семья Рерихов по своей энергетике разделялась на пары: Николай Константинович и Юрий Николаевич часто выполняли широкие задачи общественно проявленного характера, владея искусством действия, а Елена Ивановна и  Святослав Николаевич — задачи внутреннего, гармоничного и утонченного, насыщения грядущих сдвигов общественного сознания, используя качества духовного синтеза. При этом, как известно, Святослав Николаевич, помимо дара художника, обладал обширными научными познаниями в ботанике, орнитологи и, минералогии, медицине, архитектуре, искусствознании, философии. Он был вдохновителем создания Центра искусств Карнатака Читракала Паришат в Бангалоре и основателем МЦР и его Музея, организовывал много выставок, занимался в Индии продвижением идей Знамени Мира, оказывал поддержку Мемориальной школе Шри Ауробиндо в Бангалоре и осуществлял многое другое. Но именно проникновенная сопричастность красоте Вечной Жизни, утонченные внутренние качества и синтез накоплений духа младшего сына давали отцу основание говорить о нем:
"В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жать решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства" [5, с. 4431].

Однако некоторые искусствоведы вообще не хотят признавать значимости художественного творчества С. Н. Рериха, всецело отдавая свои предпочтения работам его отца. Невозможно в рамках традиционного подхода оценить особенности энергетики творчества Святослава Николаевича, в котором можно обнаружить достижения разных школ мировой живописи и вехи былых накоплений большого мастера. Причем это отнюдь не подражательство, а творчески манифестируюшийся вовне многовековой путь духовного роста.
«Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью. Так же как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия. У чистых все чисто» — говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нем, творить светлое будущее» [5, с. 4431].
Поднятая в настоящем выступлении тема требует обратить внимание и на отношение рериховцев (и причисляющих себя к ним)
к Учению. Вполне естественно, что мы часто пытаемся определить, утвердить и обосновать свои позиции по разным вопросам, обращаясь к Учению. Но мало кто, цитируя Учение, приводит те жизненные ситуации, участниками которых были сами Рерихи. Также редко мы задумываемся над их мыслями и побуждениями. Но без стремления к постижению искусства жизни этих великих людей мы не будем в состоянии глубоко проникнуть в смысл Учения, живыми и творческими носителями которого они были. Без понимания этого жизненного опыта используемые цитаты из Учения как бы развоплощаются, смыслы их теряются и они переходят в разряд так называемых «заезженных цитат». К сожалению, при фанатичном подходе цитаты из великого Учения превращаются в нечто напоминающее дацзыбао.
В океан Учения вмещается все, но чтобы по его капле судить о целом океане, нужно обладать его изначальной чистотой и знанием принципов его жизнедеятельности. Иначе сплошные противоречия и парадоксы, вызванные ограниченностью нашего кругозора, будут преследовать того, кто попытается собрать или описать океан исходя из его отдельных волн и пузырей.
Великим Собирателям, Хранителям и Строителям мудрости веков мы обязаны новому появлению океана Учения. Зная на личном опыте о духовной преемственности и огненном сотворчестве, Е.И. Рерих писала:
"Также страшное невежество и поражающая скудость воображения предположить, чтобы один человек, как бы на был он гениален мог написать все тома данного Учения. Истинно, нужны века жизненного опыта и неустанного изучения человеческой природы и всех космических влияний, чтобы продумать затронутые в них вопросы и проблемы и так исчерпывающе, так всесторонне осветить их" [6, с. 1631].
Нападки на Великих Учителей, Рерихов и на Учение, которые наблюдаются со стороны некоторых ревностных блюстителей христианства, свидетельствуют об их самоизоляции от единого мира Духа, ибо любая претензия на исключительность своей религии указывает на непонимание преемственности ее основ. (Мы не касаемся здесь тех случаев, когда за подобной критической позицией стоят корпоративные и политические интересы или заказы.)
«Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый проходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.
Истинно, «Учение Жизни» не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет о очищает от вековых нагромождений... Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень понимает значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. Учителя, отвергающего преемственность о утверждающего лишь свое ученое, на Востоке называют древом, лишенным корней. И такого Учителя никто слушать не будет. Итак, не будем осуждать или умалять, но лишь сопоставлять заветы, находя прекрасные касания о новые грани Истины [6, с. 216—2171] .

Вопрос преемственности Учений на примере Христа является сегодня принципиальным для всего человечества вопросом, требующим для его разрешения необходимых знаний и определенной смелости. Прикасаться к такой теме можно лишь после глубокого изучения всех опубликованных трудов Рерихов м Великих Учителей и после сопоставления их мыслей с основами других мировых Учений, с документальными свидетельствами раннего христианства (например, апокрифические Евангелия, собрания писаний Отцов Церкви, такие как «Добротолюбие», труды Оригена, Св. Антония, Климента Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория и Афанасия Великих и др.).
Кроме того, прежде чем делать вывод о генезисе образа Христа у Рерихов, следует ознакомиться с источниками, подтверждающими путешествие Христа в Индию. Шестнадцать лет жизни Христа (почти половина!) были сокрыты Его последователями на целых полтора тысячелетия. В Ватикане многие годы хранятся 63 документальных подтверждения (древние тибетские и другие источники и свидетельства) о пребывании Христа в Индии. Не только Николай Нотович, но и Свами Абхедананда — ученик Рамакришны, и Рерихи имели возможность найти в Гималаях свидетельства Великого Путешествия. «Каждый, соприкасавшийся с различными народами Азии, действительно, в часы сердечности и доверия слышит многообразные, но всегда благостные сказания о великом Иссе, о Божественном, о Величайшем, о Пророке, о Лучшем из сынов человеческих, — каждый по-своему, все о том же, близком сердцу его. Все знают, что существует обширная литература, связанная с именем Христа в Азии, как по несторианским, так и по мусульманским и индусским источникам. Много написано о Христе и о Кришне. много известно о так называемых христианах Св. Фомы. Длинны и прекрасны сказания и песни Кашмира и всего Туркестана о великом Иссе, — писал Н.К.Рерих [7, с. 2651].

Любой просвещенный ведантист, всякий, кто хорошо знаком с Учением Будды, укажут Вам на многочисленные параллели с древними, дохристианскими знаниями Востока, которые можно найти в Учении Христа. Вот в чем преемственность, ибо очищенное Единое Знание век от века возрождается и сияет новыми гранями. Разнообразны пути Его прихода. Вспомним, что и Святой Апостол Иоанн Богослов говорил о преемственности знаний:
«Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть Слово, которое вы слышали от начала». [81]. И далее: «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому, что тьма проходит и истинный Свет уже светит [81].

Утверждая Учение Живой Этики, Рерихи осознанно провозили в жизнь эту великую преемственность. Новые горизонты Единого Знания к наступающим космическим срокам открывает Учение Жизни. Будучи чистым проводником этих знаний, Рерих высоко ставил понятие Красоты, И это ключевое понятие, отражая «синтез жизни», который Н.К.Рерих считал главным достижением, не может быть обособлено от Бытия как его эволюционная основа. Или, говоря иначе, эстетика и онтология в новом синтетическом Учении жизненно связаны. Подвигом своей жизни Учителя манифестируют взаимосвязь эволюционного преображения материи духом, живой этики творческого пути Общего Блага и эстетики, утверждающей Красоту космических законов.
Воистину, догмы засохших, мумифицированных ценностей западной машинной цивилизации вытеснили живой образ Христа, и с их мертвых позиций опротестовывается подлинный облик Того, Кто изгонял торгашей из Храма Знаний, Кто утверждал; Царство Небесное внутри нас, Кто соединял заповеди времен, утверждая Единую для всех Истину, действуя строго в соответствии с законом Космического Магнита, то есть с законом эволюции. Не напоминают ли их взгляды позицию человека, который, увидев отражение Солнца в луже, утверждает, что Солнце на небе нарисовано.
Нельзя глубочайшее эволюционное понимание Рерихами миссии Христа сводить к локально-исторической зависимости от мусульманской или любой другой трактовки в угоду тем, кто в течение многих веков пытается отделить подвиг Христа от общего дела Великих Учителей человечества. «Но просвещенное сознание понимает всю полноту своей зависимости от общего блага. Общее благо было и есть основа каждого Завета. Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвестника. С такими сознаниями лучше ни в какие обсуждения не вступать. Да, лишь принятие и усвоение закона перевоплощения подвинуло бы человечество к правильному пониманию и общего блага» [9, с. 87]. Чтобы прояснить смысл грандиозных событий многих тысячелетий, следует демонстрировать великую преемственность Их добровольных жертвенных приходов, ибо «Высочайшие Духи, принявшие на Себя всю заботу за эволюцию человечества, непрестанно воплощались на Земле в тех или иных великих Обликах. Помните, как сказано, что все Силы Небесные не могут собрать столько силы, сколько Один подвиг земной в соединении с Силами Высшими. Для Земли все должно быть совершено земным путем, в земных условиях»[9, с. 831].
Не уразумев факта преемственности Учений Общего Блага и Единой основы эволюционных путей Учителей, представляющих Иерархию Света, невозможно правильно оценить значение Учения космической эволюции — Агни Йоги.
Одной из основных задач Е.И.Рерих было очищение основ мировых Учений. Искаженные представления о духовных знаниях веками поддерживались антиэволюционными силами, И разрушить эти нагромождения, укоренившиеся в сознании, очень трудно.
Вот почему Рерихи с особой заботой и бережностью относились ко всем мировым свидетельствам чистых Знаний Духа, утверждая их светлый путь через века. Будь то Платон, Пифагор, Конфуций, Моисей, Будда, Христос, Преподобный Сергий, Джордано Бруно, Вивекананда или Рамакришна. И более того, Н.К.Рерих старался подчеркнуть необходимость этих Знаний для современного, мятущегося в потемках человечества: «Не только неувядаемая ценность учения о благе, сказанного Рамакришною, но именно нужность этого слова и для современности является несомненным. В то время, когда духовность, как таковая, начинает очень часто вытравляться неправильно понятыми формулами, тогда светлое созидательное утверждение особенно драгоценно» [5 с 6141]

В контексте нашей темы следует сказать, что в последнее время усилилась тенденция к наступлению на основы устойчивого развития нашей страны, коренящиеся в глубинах самосознания народа. После подрыва экономических и социальных устоев, после провоцирования военных конфликтов и роста преступности, после пиратских набегов на природные и интеллектуальные ресурсы общества начались новые усиленные атаки на культуру, в святынях которой сокрыты жизненные силы и смыслы существования любого народа.
В средствах массовой информации, на стадионах и других аренах массовых мероприятий начал пробуждаться демон, внедряющий разнообразную психическую заразу, которая наркотизирует общественное сознание, способствует манипулированию им.
Вслед за распространением химических наркотиков наблюдаются попытки наркотизации культурно-психологического и информационного пространств в школах и вузах. Следы этих попыток можно обнаружить на конференциях и семинарах. Многие из причисляющих себя к рериховцам тоже подвергнуты этой напасти. Возникают некоторые разновидности ролевых игр, психотренингов, коллективных медитаций и вульгаризировано искаженных практик, подслащенных восточной псевдодуховной терминологией и атрибутикой, которые ставят своей целью зомбировать людей. Когда начинается отключение собственного творческого мышления и происходит блокирование культурных основ воспитания, тогда значительно облегчается навязывание суррогатных ценностей. Для ускорения продвижения этого разрушительного процесса силы, в нем заинтересованные, пытаются подорвать основы нашего образования, в том числе через навязываемую нам; законодательным путем реформу, концепция которой разрабатывалась за большие американские деньги. Международной Лиге защиты Культуры, другим общественным организациям и выдающимся деятелям культуры приходится предпринимать много усилий, чтобы противостоять этим пагубным процессам и растолковывать на разных уровнях о разрушительных последствиях подобных нововведений.
Конечно, есть эволюционные силы, этому противостоящие, есть новые одухотворенные движения в педагогике, есть важные достижения в науке и поиски прекрасного, жизнеутверждающего в искусстве. Они питают здоровые силы в Рериховском движении, и через созидательное сотрудничество происходит взаимообогащение и качественный рост.

Таким образом, мы часто сталкиваемся и внутри нашего движения с противоборством хаоса и космоса. Разрушительные импульсы, достигающие неокрепшее и неукоренившееся в культурных традициях сознание, умножаются волнами хаоса и выливаются вовне. Псевдопричастность отдельных лиц к ценностям рериховского философского наследия, осколки воспринятых ими знаний часто становятся аргументами в их борьбе со здоровыми силами в наших обществах. Невысокие требования, предъявляемые к культурному уровню сотрудников, способствуют тому, что порой мы сами взращиваем в своих кругах невежественных и враждебных общему делу людей. Наша зависимость от навязываемых нам методов борьбы иногда становится причиной, усугубляющей конфликты.
Невольно напрашивается аналогия. Вчера ночью началась бомбежка Афганистана. Предшествовавшие этим военным действиям трагические события, произошедшие 11 сентября в Нью-Йорке, имеют, по крайней мере, три уровня проявления. Это не только исполнители — террористы, о которых все говорят, но это и организаторы этой акции и, главное, ее идеологи. И может быть, эти идеологи скрываются в местах, о которых ничего не говорится во всей этой шумной кампании. Организаторы дают деньги, которые, через привязанное к ним сознание людей, становятся видом энергии, используемой в разных целях. Они снабжают исполнителей оружием и всем необходимым, а последние становятся фанатичными, зомбированными инструментами для осуществления этих жутких планов. Но любое действие начинается с мысли. Какая идеология формировала и направляла все эти процессы?
Почему война в Югославии начинается в святой для нас день марта, а удары по Афганистану — накануне дня Преподобного Сергия Радонежского, в преддверии наших празднеств?
Все, что стоит за этими трагическими событиями, стало прямым следствием того, что человечество должным образом не отреагировало на акт вандализма, совершенный в Бамианской долине когда талибы расстреляли снарядами древнейшие памятники человечества, почитавшиеся буддистами и многими поколениями верующих других конфессий как святыни. До этого человечество в лице ведущих культурных организаций мира не выступило решительно против разрушений культурных ценностей в Югославии, прежде всего в Сербии, а также в Чечне.

К сожалению, и среди тех, кто называют себя рериховцами, встречаются в разных формах свои талибы». Для нынешнего времени вообще характерно усиленное проявление таких качеств сознания, как невежество и бескультурие. Давно происходящая поляризация сил уже почти доходит до огненной черты разделяющей людей по качествам сознания. Несмотря на временное могущество — деньги, оружие и власть, — силы, пытающиеся повернуть эволюцию вспять, обречены на поражение. Сейчас начинается решающий этап этого глобального противостояния старого нового сознания. Битва будет затрагивать все более тонкие сферы, и основные сражения развернутся вокруг понимания основ бытия, вовлекая людей, причастных к разным сферам культуры науки, искусства, религии).
К счастью, к сужденным срокам открываются новые пути развития, приближаются новые люди и возникают новые возможности культурного строительства жизни.
Мне посчастливилось в этом году пройти по монгольской части маршрута экспедиции Рерихов. Есть на Земле места, такие как Монголия, которые таят новые прекрасные возможности, в которых, как и в период обскурации планет, казалось бы, все замерло, притаилось. Они — как «чаша неотпитая», как спящая красавица, ждущая пробуждения от встречи со своим избранником. Страна удивительной красоты, страна невостребованных богатств, сокрытых в ее недрах. В ней, несмотря на малочисленность населения на внешнюю скудность жизни, назревает расцвет, ибо велики внутренние возможности народа и земли. Точно так же и многие сознания людей в микроциклах своего развития начинают сейчас пробуждаться под импульсами мировых огненных напряжений. Не раскрывшиеся ранее внутренние накопления вынуждены проявляться под натиском неотвратимых сроков, а это порой происходит болезненным образом, так как красота прошлых накоплений должна была быть использована в творческом самоотверженном труде на Общее Благо и преступно искусственно сдерживать ее выявления. Крайне необходимо помогать таким людям преодолевать внешние личностные ограничения — эгоизм, недостаток знаний, зависимость от стереотипов и догм. Чистота и самоотрешение помогут установить подлинное сотрудничество. Но если воля человека и его желание сотрудничать не поддержаны внутренней готовностью, взращенной на культуре, то а большинстве случаев его усилия, не будучи сгармонизированы с высшими целями, могут быть разрушительными.

Гуманизм творчества Рерихов проникнут стремлением вернуть нашей жизни человеческое содержание и соединить прерванное звено смыслов развития. Наука, которая должна открыть свойства психической энергии и силу мысли, станет важнейшим путем к этому.
В заключение хотел бы напомнить, что Рерихи призывали становиться сильными личностями, но это не означало утверждения личностного (самостного) начала. Развитие личности необходимо как эволюционная ступень. Об этом писала Е.И.Рерих:
«3начение личности тоже искажено и унижено вне всякого соответствия. Ведь большинство людей, именно, не имеют личности, настолько она стерта у них с колыбели навязанными им готовыми суждениями, догматами и всякого рода стандартами; они проходят жизнь, как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно, как настоящие роботы. Не думаете ли Вы, что таким людям полезно утвердиться сначала в своей личности?» [16, с. 289—290].

Но правильнее было бы говорить не столько о «личности», сколько обо всем человеке, ибо Рерихи подчеркивали различие между личностью и индивидуальностью. Именно личностное начало, будучи временным и зависимым от внешнего, искажает видение действительности, в то время как индивидуальность созревает веками, взращиваясь самыми укорененными качествами сознания, питаемыми зерном духа.; Сами Рерихи явили нам редкий пример высокой степени очищения сознания от личностного, ибо только такое сознание может вмешать постижение путей Общего Блага.

Живая Этика так же, как и любое Великое Учение прошлого, действенно указывает человеку путь совершенствования, выводя его из земных ограничений личностного сознания на космический простор эволюции. Но Живая Этика не сводима к «образу личного бытия». Она включает микрокосм человека в грандиозную симфонию жизни Космоса, имеющую свои композиционные Законы развития, созвучные и настроенные инструменты, Дирижеров и Композитора. Все эти созидательные силы постоянно преобразуют Хаос в порядок Космоса.
Так же и на Земле. Без нахождения путей совершенствования качеств сознания, которые должны быть самостоятельно сформированы человеком на путях многих жизней, без постижения Закона причин и следствий, порождаемых мыслями, чувствами, словами и действиями, без Учителя и Учения, ведущих по этому невозможно рассеять хаос невежественных предрассудков заблуждений. Принятие сердцем Иерархии Света открывает великие возможности для совершенствования.
Литература
1. ШапошниковаЛ.В. Клевета поощряемая 7/ Газета "Подмосковье". 25 февраля 1995 г.
2. См.: ШапошниковаЛ.В. Живая Этика и наука /7 Мир Огненный. № 15.
З. Рерих НЮ Листы дневника. В 3 т. М.:МЦР, 1995. Т 2.
4. Флоренский П.А. Письмо к В.И. Вернадскому от 21.IХ.1929.
5. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МПР, 1995. Т 1.
б. Письма Елены Рерих. 1929—1938. Минск: ПРАМЕБ, 1992. Т 1.
7. Рерих Н. К. Легенда Азии//Твердыня Пламенная. М., i999.
8. Первое послание Иоанна, гл. 2.7 и 2.8 соответственно.
9. Письма Елены Рерих. 1929—1938. Минск: ПРАМЕБ, 1992. Т. 2.

"В ЗАЩИТУ ИМЕНИ И НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ"

Материалы международной научно-общественной конференции. 2001г.

 

Картины - Фото сайта

 

Выставки, занятия, Конференции

МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ

 

Картины-РОССИЯ

Новости сайта

Новые цитаты и высказывания о Преподобном Сергии Радонежском. Заступник Земли русской.

  1. Сергий Радонежский - Твердыня и мощь земли русской. 2. Радуйся о Сердечном Свете людей при памятовании о Сергии Радонежском. 3. Сергий Радо...
подробнее...

आग. Предупреждение: грядущие планетные (глобальные) катаклизмы. Причины и последствия изменения климата. Как спасти планету, жизнь, Душу?

Причины аномальной погоды в России. Что творится с погодой на самом деле и чего ждать в будущем? Грядущее преображение планеты и человека. Чем опасны ...
подробнее...

Внимание. ЧМ 2018 по Футболу - лучшие моменты. Бесплатные футбольные секции в Самаре. Ушу и цигун для детей с родителями.

Телефон для занятий Ушу и Цигун в Самаре 890-47-48-38-48.   Чем полезен футбол для ребёнка. Футбольные школы Самары.  Секция детского футбола. ...
подробнее...

Жить в Равновесии: высказывания и цитаты.

Интересные высказывания: душевное равновесие, равновесие в жизни. Равновесие в Духе. 1. Равновесие - власть над ситуацией. 2. Равновесие - это вну...
подробнее...

Студентам академий, университетов, институтов про учёбу, образование. Высказывания, цитаты, афоризмы о Знаниях и Учении.

Современные высказывания об образовании, учении и науке. Мудрые цитаты о Космических Знаниях. Закон Космоса и Астрономия.   1. Высшие Знания досту...
подробнее...

Мероприятия для школьников, студентов на тему ЭКОЛОГИИ в России. Цитаты, СТИХИ и высказывания об Экологии. Человек - как часть природы.

Современные стихи: Экология и природа. Экология: влияние человека на природу. Воздействие экологии на Здоровый образ жизни. К чему могут привести клим...
подробнее...

ВСЁ О КУЛЬТУРЕ ЖИЗНИ

Современные стихи о Культуре.Патриотические стихи о России. Мир Культуры: высказывания, цитаты. О Культуре речи, слова. Красивые фразы про Сердце. Сов...
подробнее...

Стихопритчи: помощь МЦР. В защиту наследия Рерихов.

Новости Культуры. В помощь Рериховским движениям. Обращение: Спасти музей МЦР! <...Мы под Лучом...>   "На всё Воля Твоя, Владыка". Бес...
подробнее...

Творчество 21 век

 

Детям о Космосе

АУРА космоса.

 

Духомир Вечного

Афиша сайта: Сотворчество. Жизнь-Учение. Наши Издания

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD


Аудиовидео книги  печатные книги

DVD-стихи

"Живые мысли"


DVD-стихи

"Свет в тебе"

 

DVD-аудио-стихи

Духопромысел

 

 

Книга

Духопромысел


Книга-стихи

Свет в тебе


Книга-стихи

Живые мысли

 

Книга-стихи

Спаси Жизнь

 

Армейские стихи

О Любви, службе, жизни


Книга 4: Искусство - Жизнь

"18 движений монахов"


Книга 5: Путь Огня

Космогония 24 формы Тайдзицюань

 

Книга 6: Огнезнание - Свет

Практика Космической Мудрости

 

Книга-Тайна

Чудеса Жизни

 

Книга-Знания

Космическая Мудрость

 

Книга-Откровение


Практика Знаний

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ

Все права защищены © 2010-2017