Техники массажа. Лекарственные растения, овощи, применяемые в Японской диете. Диагностические процедуры в японской медицине.
При просмотре страницы предлагаем Вам
воспользоваться музыкальным сопровождением.
Listen to music while viewing.
Скачать музыку для души бесплатно
Скачать
(Если вместо загрузки начинается воспроизведение, нажмите на клавиатуре одновременно Ctrl + S для сохранения файла)
ЯПОНИЯ (терапевтические методы очищения в Японской медицине)
В основе древнейших японских представлений о медицине лежало понятие чистоты. В число терапевтических методов входили обряды очищения, ритуалы изгнания злых духов и фитотерапия. Японская медицина развивалась под влиянием идей, заимствованных из Кореи, Китая и стран Европы, но при этом было разработано немало оригинальных вариаций и новшеств. Болезнь в японской медицине рассматривается как нарушение естественных физиологических процессов, вызванное дисбалансом ки («жизненной силы», эквивалент китайской ци) - ее недостатком (кё) или избытком (дзицу). Дисбаланс определяется посредством диагностики по животу и микродиагностики, позволяющей получить представление о состоянии организма в целом путем обследования отдельных частей тела. Целью терапевтических процедур является восстановление естественного, здорового равновесия. Наибольшей популярностью пользуются фитотерапия, акупунктура и моксатерапия, а также массаж и мануальная терапия, но кроме того, большое внимание уделяется духовному здоровью и психическому благополучию. При входе в каждое японское святилище располагается водоем для ритуального очищения. Воду для омовения рук и ополаскивания рта нанимают в бамбуковые или металлические чаши. После этого человек считается очищенным и готовым войти в священное место. Схожие ритуалы очищения исполняют перед чайной церемонией (тяною) в чайных домиках (тясицу), при которых иногда имеются садики. подобные изображенному на этой иллюстрации.
ДРЕВНИЕ МИФЫ ЯПОНИИ
Японский миф творения повествует о двух божествах - Идзанаки и Идзанами, олицетворяющих соответственно мужское и женское начала. Эти божества создали острова Японии и все природные явления - воду, ветер, горы, растения и т. д. Совершая ритуал очищения, Идзанаки породил еще тpex божеств: богиню солнца Аматэрасу, бога лупы Цукуёми и бога ветра Сусаноо. Согласно своду «Кодзики» («Записки о деяниях древности»), составленном в 712 году и. э., Аматэрасу получила во владение Серединную арапу Тростниковой равнины, то есть землю. Со временем эта солнечная богиня возглавила пантеон синтоизма и стала почитаться как прямая прародительница японских императоров и защитница всего народа Японии. Поскольку Древняя Япония была по преимуществу земледельческой страной, само выживание людей зависело от солнечного света и благоприятных для урожая погодных условий. Поэтому люди поклонялись и приносили жертвы божествам, которые считались повелителями солнца и воды, ветра и зерна. Так постепенно в традицию вошли церемонии благодарения за обильный урожай и очистительные ритуалы, призванные оградить посевы и людей от болезней.
РЕЛИГИЯ СИНТО - ПУТЬ БОГОВ
Исконная религия Японии, синто (что означает «путь. богов»), — разновидность анимизма и культа природных явлений. В основе ее лежит представление о том, что у каждой вещи на свете - и у живых существ, и у предметов - есть свои дух. Соответственно можно поклоняться духу любой вещи, любого феномена: от камней, гор, водопадов, деревьев, животных и растений до таких природных явлений, как буря и ветер. Кроме того, существует целый пантеон небесных божеств, которые, согласно синтоистским верованиям, оказывают непосредственное влияние на благополучие всего народа и в том числе на урожай и плодовитость людей. Этим божествам - ками — поклоняются в особых святилищах и в ходе праздников, на которых им приносят жертвы и совершают ритуалы в их честь. Ежедневное домашнее поклонение синтоистским богам состоит из омовения (обрядового очищения) и краткого ритуала перед семейным алтарем, который называется камидана — «божественная полка». Это небольшая, подвешенная довольно высоко над полом деревянная полка, на которой размещаются подношения, синтоистские символы и памятные таблички с именами покойных родственников. Верующий склоняется перед алтарем, дважды хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание богов, а затем возносит краткую безмолвную молитву. В ней обычно выражается благодарность богам и содержится просьба о благословении и защите на предстоящий день.
О ЗДОРОВЬЕ, Жизни, Энергии КИ в Японской медицине.
Понятия ин, ё и пяти стихий - дерева, почвы, огня, металла и воды - в японской медицине заимствованы из китайской философии. Японцы издревле считали, что для здоровья и счастья необходимо жить в гармонии с этими вселенскими силами, проявляющимися во всей природе, в пище, которую мы едим, и так далее. Наряду с чистотой залогом здоровья всегда считалось правильное питание, дыхание и физические упражнения, а также правильный образ жизни в целом. В жизни человека выделяется несколько стадий: период до зачатия, развитие плода в материнской утробе, рождение и младенчество, детство, зрелость, старость и жизнь после смерти в энергетической или духовной форме. Широко распространена вера в реинкарнацию или загробную жизнь того или иного рода. Нитью, которая связывает воедино все эти этапы, считается энергия ки создающая в период внутриутробного развития энергетические вихри, благодаря которым формируются меридианы, внутренние органы и структуры тела. Понятие ки занимает центральное место в японских представлениях о человеческом теле и природном мире вообще. Хорошее здоровье определяется как гэнки, что означает «обладать хорошим притоком изначальной ки»; болезнь – как бёки, что означает «закупоренная» или «больная» ки слово тэнки («погода») буквально переводится как «небесная ки; куки («воздух») - как «пустая ки, а слово ики («дыхание») употребляется также для описания различных умственных явлении. Таким образом, ки обеспечивает связь между телом, умом и духом.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В ЯПОНСКОЙ МЕДИЦИНЕ
(опрос, пальпация, меридианы тела...)
В Японии основными диагностическими процедурами являются осмотр и пальпация. Основная роль в диагностике от водится осмотру (бо-син). Выделяется множество внешних диагностических показателей, в том числе походка, размеры и пропорции тела, внешний вид кожи, ногтей и волос, черты и выражение лица. В число диагностических методов, связанных с ощупыванием (сэцу-син), входит пульсовая диагностика, несколько отличающаяся от китайского метода. Кроме того, в Японии получила развитие методика пальпации живота, превратившаяся в самостоятельную форму диагностики и терапии. В диагностических целях используется также пальпация акупунктурных точек, расположенных вдоль меридианов. Система диагностики при помощи слуха и обоняния (бун-син) включает в себя оценку голоса и дыхании пациента, а также звуков кишечника, которые могут указывать на расстройство пищеварения. Принимаются в расчет запах тела, а также запах и внешний вид фекалий. Посредством опроса (мон-син) врач собирает сведения о конституции пациента, его привычках и склонностях, истории болезней в семье и так далее, а также подтверждает диагноз и выбирает наиболее подходящий метод лечения. Однако опрос играет меньшую роль, чем в других традициях: японские врачи отдают предпочтение осмотру и пальпации. Каким бы методом диагностики ни пользовался врач, первая его задача — определить области дисбаланса ин и ё. Большое значение придается понятиям кё («недостатка) и дзицу («избытка») — относительного содержания энергии, или жизненной силы, в различных каналах и соответствующих им органах. Исходной причиной болезни считается недостаток - кё и врач стремится выявить именно его, чтобы подобрать подходящее лечение.
ДИАГНОСТИКА ПО ЖИВОТУ (АМПУКУ)
Метод диагностики по животу зародился в начале 17 века. По всей вероятности, он сложился в результате соперничества между различными школами акупунктуры и фитотерапии. Особое значение ему придавал монах Мубунсай, вопреки господствующим тенденциям отстаивавший ценность диагностики и терапии исключительно по животу. В течение 17 столетия основанная им школа Myбун приобрела большое влияние, и на протяжении периода Эдо (1603-1868) этот метод пользовался покровительством императорского двора. К 18 веку диагностика по животу завоевала такой авторитет в Японии, что один мастер акупунктуры, Ёсимасу Тодо, в 1752 году писал: «Живот - это источник жизни, а следовательно, в нем коренятся несметные болезни. Чтобы установить природу болезни, обязательно следует изучит живот». Подобные представления широко распространились в народе, и даже в наше время многие японцы верят, что всякая болезнь зарождается в животе и в кишечнике. Пациент ложиться на кушетку или на коврик, раздвинув ноги, расставив руки в стороны и обнажив живот. Врач становится или опускается на колени слева от пациента, собирает силу в животе (как при пульсовой диагностике) и для начала кладет теплую ладонь под грудину пациента. В течении пяти - шести вдохов и выдохов он держит ладонь неподвижно, пока не согласует свой ритм дыхания с ритмом дыхания пациента и пока пациент не расслабится. Затем врач приступает к осторожному надавливанию на различные диагностические области живота, соответствующие определенным внутренним органам. Если пациент при нажатии чувствует боль, это указывает на состояние дзицу (избытка), а если возникают приятные ощущения - это признак кё (недостатка). Точка, расположенная на четыре пальца ниже пупка, используется также для определения вероятной продолжительности жизни подобно «жизненному пульсу» в тибетской медицине. Если на ощупь она совершенно полая, то пациенту грозит скорая смерть. Кроме того, врач ощупывает живот в поисках возможных закупорок и уплотнений. К 20 веку развилось множество различных методов диагностики по животу, на основе которых возникли различные школы врачевания.
ЗДОРОВЬЕ и ВРАЧЕВАНИЕ В ЯПОНСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Японское слово, обозначающее здоровье, «кэнко», записывается двумя китайскими иероглифами: «кэн» - «человек» или «прямой; правильный; справедливый», и «ко» - «расслабленность» или «спокойствие». Таким образом, здоровье подразумевает правильный образ жизни в согласии с законами природы, а также развитие и поддержание внутреннего спокойствия и безмятежности. В Японии с глубокой древности и по сей день распространено убеждение в том, что болезнь возникает из-за того, что человек не сообразует свою жизнь с естественными природными законами. По данным исследования, опубликованного в 1980 году американским социальным антропологом Маргарет Локк, на вопрос о причине постигшего их заболевания некоторые пациенты отвечали: «Потому что я не соблюдал правила жизни» («Кисоку тадаси сэйкацу о синаката»). Основная задача врачевания в японской медицине - вернуть жизнь пациента в гармонию с законами природы. Этот процесс начинается с создания такой домашней обстановки, которая способствует безмятежности и созерцанию красоты, и постепенно распространяется на все области жизни и привычки, включая питание, дыхание и физические упражнения, повседневные дела и общение с окружающими людьми. Важную роль в этом играют методы профилактики и самолечения: соблюдение диеты, выполнение физических упражнении, растительные препараты, самомассаж и моксатерапия, магнитотерапия и так далее. Большое значение придается также чистоте: для поддержания здоровья и ускорения процесса выздоровления применяются лечебные ванны - как дома, так и на открытом воздухе, в минеральных источниках (онсен).
Правильная ДИЕТА и ЗДОРОВАЯ ПИЩА
Суп мисо считается исключительно полезным для здоровья. Чтобы приготовить это блюдо, подберите овощи разных цветов и происходящих из различных мест произрастания (из моря, с равнин и с гор). Одно из удачных сочетаний таково: морские водоросли вакамэ, морковь или дайкон (японский редис) и некрупные или мелко нарезанные грибы. Слегка поджарые овощи на кунжутном масле, затем медленно влейте 600 мл кипяченой воды, накройте сковороду крышкой и оставьте на огне на 15 минут. Отдельно разведите в половнике получившеюся бульона 1 столовую ложку пасты мисо и влейте в суп. Bapитe на медленном огне еще 5 минут. Подавайте с тофу и зеленым луком.
По часовой стрелке, начиная от верхнего левого угла: морские водоросли хидзики,
морские водоросли вакамэ, вяленые сливы (умэбоси,способствуют пищеварению),
зеленый чай (о-тя), чай с добавлением неочищенного риса (гэнмай-тя), мисо ама кодзи
(вверху), мисо оку синано (внизу) и тофу.
Согласно японским представлениям, правильная диета - важнейшая часть здорового образа жизни. В число продуктов, пользующихся широкой популярностью, входят различные сорта риса, морские водоросли (длинные темные конбу, мелкие скрученные завитками хидзики, ярко-зеленые вакамэ, сушеные листья нори), мисо (три самых распространенные разновидности - бато, муги и комэ), тофу (соевый творог) и овощи. Из напитков распространены зеленый чай (о-тя), чай с добавлением неочищенного риса (гэнмай-тя) и чай позднего сбора (бан-тя).
Контактное прижигание Акупунктурных точек методом Японской техники МОКСАТЕРАПИИ
Наряду с иглоукалыванием в Японии широко распространена моксатерапия. Если в Китае предпочтение отдается непрямому (бесконтактному) прижиганию, то в Японии, наоборот, наибольшей популярностью пользуются техники прямой (контактной) моксатерапии. Очищенные растительные «волокна» для прижигания неплотно скатываются между большим и указательным пальцами в маленький комочек величиной с рисовое зерно. Затем его помешают на кожу и поджигают ароматической палочкой и либо оставляют сгореть полностью, либо гасят пальцами незадолго до того, как огонь коснется кожи. Может показаться, что это довольно болезненная процедура. Однако в действительности моксатерапия по методу рисового зерна оказывает приятное согревающее действие. Шарик для прижигания очень маленький, а сеанс прижигания проводится под внимательным наблюдением врача. Акупунктурные точки прижигают несколько раз подряд, до тех пор, пока у пациента не возникнем общее ощущение тепла во всем теле. Используются и непрямые техники моксатерапии. На рукоятках игл для акупунктуры укрепляют небольшие металлические шляпки, на которые кладут подожженные шарики для прижигания. Тепло поступает в тело через иглу. Иногда конусы для прижигания помешают на ломтики имбиря и поджигают на спине пациента, чтобы «прогреть» почки, или на животе, чтобы укрепить жизненную силу организма. В связи с моксатерапией в Японии сложилась целая индустрия. В специализированных магазинах продают готовые шарики для прижигания, при помощи которых можно прогревать акупунктурные точки самостоятельно.
ТЕХНИКИ САМОМАССАЖА
В Японии весьма развиты традиции самомассажа, применяемого для снятия боли и напряженности в мышцах и суставах и для общего оздоровления. Для самомассажа не требуется никаких специальных материалов и оборудования - достаточно пары собственных рук. В основе японских методов самомассажа лежат акупунктурная теория меридианов и западные представления о мышечной системе человека. Применяются как приемы акупрессуры, так и массажные движения, используемые в традициях шиацу и до-ин. Самомассаж лучше выполнять в просторной, удобной одежде. Примите удобную позу и обеспечьте опору для рабочей руки. Для начала четкими прикосновениями нащупайте область, которую вы собираетесь массировать. Затем постепенно, но непрерывно наращивайте давление. Несколько секунд удерживайте его на комфортном максимуме, а затем отпустите. Этот принцип известен как «прикосновение - давление - освобождение». Работая со всем телом или с какой-либо его частью, продвигайтесь сверху вниз и от середины к периферии. Дышите глубоко и ровно, чтобы тело оставалось расслабленным.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ травы-растительные препараты
Растительные препараты (по часовой стрелке, начиная от верхнего левого угла): тонизирующие пилюли для почек; сушеные травы, помогающие от простуды и кашля; литоспермум в составе препарата для лечения аутоимунных заболеваний; володушка, помогающая при лихорадке, бронхите и астме; и смесь корицы с "драконьей костью" (толчеными окаменелостями), "успокаивающая печень".
Сушеные травы канпо продаются в специализированных аптеках. Их можно принимать в форме чая (заваривая кипятком) или отвара. Однако многие японцы предпочитают растительному сырью мелкие гранулы, высушенные сублимацией. Они продаются расфасованными в пакеты, и для употребления их достаточно залить водой. Существуют такие пилюли и порошки, мази и кремы из лекарственных трав. Пользуются популярностью и пластыри, внутренняя поверхность которых смазана растительными составами.
Целебные - сезонные (водяные) ароматические ванны
В различные времена года японцы принимают и особые ванны, служащие для различных целей. В декабре, в день тодзи (зимнее солнцестояние, самый короткий день года, приходящийся обычно на 21 или 22 декабря), популярны лимонные ванны. Утверждают, что, если в этот день, поесть тыквы и принять ванну с ароматными ломтиками лимона, это защитит от простуд на всю зиму. На 5 мая приходится праздник для маленьких мальчиков - кодомо но хи, в который принимают ванну сёбуи – с листьями растения сёбу (аира), посвященного этому празднику. Такая ванна оказываем целебное действие, нормализуя пище-варение и очищая лимфу, а также имеет символические значение, поскольку слово «сёбу» в буквальном переводе означает «боевой дух». (Существует также праздник для девочек — кодомо но мацури. Его отмечают 3 марта, в день, посвященный одной из богинь синто.) Поздней осенью принимают ванны с кожурой мандарина (ароматическим и пищеварительным средством), а зимой – согревающие ванны с имбирем: мелко нарезанный корень имбиря помещают в кисейный мешочек и подвешивают к краю ванной, опуская в воду.
СВЯЩЕННЫЕ талисманы (ОМАМОРИ) защищающие от болезней
Для призывания божеств, которые защищают от болезней и ускоряют выздоровление, используются особые священные талисманы. Верующий совершает омовение, облачается в чистую одежду и читает утренние молитвы, после чего отправляется в святилище избранного божества. Пройдя через ворога тории, символически очищающие посетителя, он ополаскивает руки и рот водой из чаши для омовения и снимает обувь. Затем посетитель входит в храм, склоняется перед изображением божества, опускает монету или конверт с деньгами в ящик для пожертвовании, дважды хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание бога, возносит молитву и заключает ее еще одним поклоном. После чего он может приобрести священный талисман — красивый мешочек из разноцветного узорчатого шелка с маленькой деревянном табличкой или листком рисовой бумаги, на котором написаны молитвы и священные слова. Такой талисман человек может носить при себе или поместить на домашний алтарь. Талисманы — устойчивый источник дохода для святилищ и залог божественной зашиты и покровительства для покупателей.
Предлагаем интересные статьи:
Медицина Востока: Индия, Китай, Тибет.
|