Интересующую информацию ищите по ПОИСКУ вверху и внизу страниц НАШЕГО САЙТА

При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт

vv-nikitin.ru

Запрещено брать материалы для рекламы или продажи

Russian Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ ЖИЗНИ


САМОПОЗНАНИЕ. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ. КУЛЬТУРА РОССИИ: САМАРА. МОСКВА. ПЕНЗА. КУЗНЕЦК. АЛТАЙ.

 

 

Творчество автора сайта

 

Поэзия: Стихи о Культуре

ХУДОЖНИКИ МИРА

 

Картины-ИНДИЯ

Новости сайта

Д.С. Лихачев. "Самое большое". Письма о добром и прекрасном. Школьникам, студентам о том, как преумножить добро. В чём цель жизни? Учителям о Культуре жизни и воспитания.

  А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из мно...
подробнее...

8 июля 2024 года. Всероссийский День Семьи. Стихопритчи про семью - красивые со смыслом. Стихи о воспитании детей в семье. Свободный поэт В. Никитин. Самара.

Стихи о семье короткие, трогательные. Сценарий, стихи ко Всероссийскому Дню Семьи, Любви и Верности - 8 июля. Современные стихи (Стихопритчи) о семье...
подробнее...

Как сформировать у детей Культуру чтения? Роль книги в жизни человека. Всероссийский День библиотекаря 2023.

27 мая - общероссийский День библиотек. Как воспитать любовь к чтению? Материал для учителей и библиотекарей к классному часу о книге. Учи...
подробнее...

Война и Победа России в СВО. Чем закончится "война" России в Украине? Какой будет Россия после войны? Что на самом деле происходит сейчас с Россией? Биография и Подвиги Александра Невского.

Какие страны поддержали Россию в военной операции? Человечество разделилось по СветоСердцу. О Подвиге и героизме. Агни Йога.   Гимн России. Gimn...
подробнее...

Жизнь человека. Образ жизни и здоровье. Личная жизнь и дети. Полезные Знания для жизни. Значение Творчества для жизни. Для начинающих изучать Живую Этику.

  "Идеология, проводимая в Книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард...
подробнее...

Живая Этика про Солнечное сплетение. Центры (чакры) человека. Агни Йога. Влияние Космических энергий на здоровье. Опасность "пожара" центров. Мыслительная Йога.

Мыслительная Йога (Агни Йога) - когда самый согбенный поглядит в небо, тогда можно ждать радужной ленты с дальних Миров. Мыслительная Йога (Агни Йога...
подробнее...

О Подвиге и героизме. Агни Йога. О героях и Подвигах в ходе военных действий. Притча о смысле и мудрости жизни на Общее Благо. Подвиги в величии спокойствия совершаются. Духосердцезнания.

  Стихопритча <... Zа Победу! Задачу выполним...> Окружило Россию войско нечисти со своим оружием и тёмной идеологией — заграничная вражи...
подробнее...

АУРА человека.

 

Свет Цветов

Афиша сайта: Сотворчество. Огни Учения.

Наши Издания.

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD

 

ВИДЕО путешествий

Аудиовидео книги

печатные книги

 

DVD фильм

Китай-рассказ


DVD фильм

Индия-рассказ


DVD фильм

Алтай-рассказ


DVD учебный фильм

Ушу и Цигун практика

 

DVD-аудио-стихи

Стихи Женщинам


Книга-стихи

Спаси Жизнь


Книга о Кузнецке

Духосветоград

 

Армейские стихи

О Любви, службе, жизни

 

Книга: Общественный Труд

Энтузиазм-это зов Сердца

 

Книга 1: Ушу и Цигун

Методическое пособие


Книга 2: Правила-Цигун

Экскурсия в мир Ушу

 

Книга 3: Практика Жизни

Цигун против пороков

 

Книга 4: Искусство - Жизнь

"18 движений монахов"


Книга 5: Путь Огня

Космогония 24 формы Тайдзицюань


Книга 6: Огнезнание - Свет

Практика Космической Мудрости


Книга-путеводитель

Высоты Кузнецкого края

 

Книга для здоровья

Оздоровительные комплексы

 

Книга "Моя Самара"

Стихопритчи о Самаре

 

Книга "Сердце Ялты"

Тайна Дарсан

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ


Е.И. РЕРИХ о науке Будущего (реферат)

12 февраля - День рождения Елены Ивановны РЕРИХ.

Е.И. Рерих получала надземные дары знаний, работая в тесной связи с Великим Учителем. И именно благодаря такому духовному «мосту» была продемонстрирована возможность творческого использования этих новых принципов в Институте Гималайских исследований «Урусвати».

Именно Рерихи к тому времени были наиболее подготовлены всем своим предыдущим духовным опытом, они вместили в себя многовековую историю и традиции научной мысли и культуры человечества и были способны заложить этот «краеугольный камень» в основание деятельности института «Урусвати». Творческое наследие Рерихов и работа института дадут следствия, которые будут порождать свои плоды в течение многих веков, ибо Е.И. Рерих принесла то духовное зерно, явила тот определённый принцип, который содержал в себе в свёрнутом виде общие законы одухотворённой науки будущего. Она сформулировала, обосновала и проявила, насколько это было возможно в условиях материального мира и при существующем состоянии сознания человечества, эволюционные пути. Сокровищницей знаний, даваемых во спасение человечества, стало Учение Живой Этики. Также Учение и сопутствующие ему труды Е.И. Рерих явили основы новой научной методологии. Важным принципиальным отличием качественно нового пути научных исследований, продемонстрированного Рерихами, стало то, что они, обладая высокой духовностью и одарённостью, постоянно самосовершенствовались и неустанно познавали возможности своего внутреннего мира под руководством Великого Учителя.

Одно из существенных ограничений современного представления о научных исследованиях состоит в том, что общество, даже интеллигенция, привыкло воспринимать объективную науку как систему знаний, отделённую и независимую от учёного. Серьёзная методологическая ошибка состоит в том, что качества сознания самого учёного – его чувственные и умственные способности, воля, внутренние духовные возможности: например широта и чистота мыслей, этические принципы жизни, творческие способности, интуиция, степени воображения, восприятия, самоконтроля и др. – считаются не влияющими на результаты исследований в традиционном классическом представлении. Да и подавляющее большинство западных институтов и университетов не имеют опытных наставников, способных обучать искусству мыслить и подлинным методам самопознания и самосовершенствования.

Пришли сроки, когда сама жизнь требует изучения внутреннего, духовного человека, природы его души, взаимосвязанной с внешним материальным миром. Причём просвещённое, непредвзятое научное познание способно через Культуру соединить внешний и внутренний миры без трагедий и катастроф. Мы знаем, что научное знание пришло к нам из Индии, Древнего Египта, Греции, пройдя через Средневековье и Возрождение. Знаем, какие страшные жертвы пришлось принести науке – вспомним костёр Джордано Бруно, запрещение книг Коперника, заточение за ересь Галилея, репрессии, которым подвергались П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский, Н.И. Вавилов и многие другие… Одухотворённое познание внутреннего мира человека и природы также претерпевало трагичные разрывы и инверсии. Подобный крен, вызванный огрублением сознания и тенденцией к подчинению высшего низшему, привёл к искажённым результатам исследований и ошибочным интерпретациям, в которых внутренние процессы и состояния оказывались вытекающими из внешних грубоматериальных факторов. Таким образом, самой материи отказывалось в правах на изначальную одухотворённость, на её единосущность с духом.

Появление теории относительности, ряд исследований в квантовой физике (так называемой квантовой нелокальности) стали вынуждать к пересмотру понятия физической реальности – отличающегося от его классического определения. Новый подход призывал учитывать сознание наблюдателя при анализе квантового измерения. Таким образом, в науке, приблизившейся к доступным пределам материи, возникла необходимость вспомнить о сознании. Родственные представления возникли и с появлением в космологии антропного принципа. То есть и в Макромире стало проявляться нечто единое и всеобъемлющее. Следующий шаг сделала синергетика – в развитии постнеклассической научной парадигмы для сближения свойств объекта с качествами сознания исследующего их субъекта.

А коль скоро развитие науки было связано с совершенствованием инструментов, приборов, технологий, да и самих научных методов, почему же не признать, что главенствующая роль в познании должна быть отведена самому всемогущему инструменту, данному человеку эволюцией, – мысли.

О насущной потребности высвобождения мысли из добровольного затворничества и рабства писала Е.И. Рерих: «Навязанные догмы, законы человеческие, стандарт жизни отучили человечество от процесса мышления и сделали из него, за редкими исключениями, автомата, повторяющего заученные, принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль? Все твердят о различных свободах, но самые противоположные лагери боятся одного и того же зверя – свободы мысли!»

В своих рассуждениях мы подошли к границе, за пределами которой начинается новый эволюционный скачок не только в науке, но и в других сферах жизнедеятельности. Непредвзятые, смелые исследования энергии мысли, признание её онтологичности откроют огненную завесу, скрывающую качественно новые ступени в познании бытия.

Вспомним кратко страницы истории становления научных картин мира.

Мы знаем, что Ньютон (ему мы обязаны возникновением прошлой научной картины мира) занимался исследованием Откровений Св. Апостола Иоанна, пророчеств Даниила и стремился использовать в науке знания, относящиеся, скорее, к философии и религии. Его 30-летние алхимические изыскания и поиски принципов натурфилософии позволили судить о духовном начале Вселенной, которую он считал «криптограммой, созданной Всемогущим».

Мог ли представить сэр Исаак Ньютон, когда он ещё в 1664 г., наблюдая комету, размышлял о величавом единстве Космоса, о разумности его живой основы, что его старания доказать скрытую гармонию сил Мироздания обернутся механистической моделью, в которой отсутствует и живая единая причина мира, и порождённые ею невещественные творящие силы, и её отражение на Земле – человек.

Позже история повторялась неоднократно. Например с К.Э. Циолковским – для его философско-научных изысканий одной из главных тем была космическая этика, его интересовало существование во Вселенной многообразных, в том числе не органических, а «лучевых» форм жизни. Но от этих воззрений в научном обиходе осталась механическая часть, и прагматичные потомки благодарят его чаще за то, что он – автор конструкции летательного аппарата.

Говоря о причинах, приведших к открытию Рерихами новой, космической одухотворённой научной картины мира, нужно с благодарностью вспомнить учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского. Оно говорит о целостности природного бытия, о взаимопроникновении живого и косного вещества в биосфере, о постоянно идущих материальных и энергетических обменах, преобразованиях, которые  выражаются «в движении атомов, вызванном живым веществом». Этот биогенный ток атомов пронизывает всю биосферу и её формирует, и в этом «токе атомов и в связанной с ним энергии проявляется резко планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излучения… прежде всего лучеиспускание Солнца…» Вернадский вплотную подходит к пониманию того, что, по большом счёту, нет мёртвого вещества – а «косное вещество» биосферы, будучи вовлечённым в процессы обмена с живым веществом, обладает другими мерностями, и материально-энергетически и в своей геометрии они различаются. На атомном уровне процессы обмена соединяют ту границу между живым естественным телом биосферы, его комплексами и косными её естественными телами, которую В.И. Вернадский считал непроходимой. Хотя и отмечал, что «жизнь миграциями атомов в жизненном процессе связывает в единое целое все миграции атомов косной материи биосферы». Тем не менее, В.И. Вернадский во многом оказывается близок мыслителям Востока, которые каждый атом наделяют сознанием.

Другой мыслитель-космист Тейяр де Шарден ввёл в своё космическое представление о ноосфере понятие христосферы, он прозревал будущее человечества в овладении божественной творческой силой «одухотворённой любви», которую он связывал с ростом осознанной деятельности, с новыми «безграничными возможностями  интуиции и межчеловеческих связей», причём сама материя, по его мнению, должна быть призвана «на службу духа», а распространённое в наше время комбинирование вещественными элементами, манипулирование материей «для производства предметного изобилия» противоречит эволюции. Но именно В.И. Вернадский обосновал возникновение нашей планеты как целостной живой системы, в которой гораздо меньшее по массе живое вещество стремительно увеличивает свою свободную энергию (её в своём докладе в Париже в 1925 г. В.И. Вернадский назвал «биогеохимической энергией»), создавая новую геологическую силу – научную мысль, которая привела к «взрыву научного творчества», в результате чего «охваченная всецело живым веществом биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу и, перерабатываемая научной мыслью Ноmо sapiens, переходит в новое своё состояние – в ноосферу». При этом научная мысль как проявление живого вещества «несёт в себе возможность неограниченного развития в ходе времени». Так же происходит «увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ».

Следующий шаг, который Вернадский не успел проработать, хотя и предложил идею ноосферы как сферы деятельности мысли, — преобразование всей материи под воздействием мысли, в природе которой он не решился признать энергетическую основу. Учёный утверждал, что возникновение научной мысли готовилось миллионы лет геологической эволюции! Здесь можно вспомнить об антропном принципе в космологии – в процессе зарождения проявленной Вселенной уже присутствовала предустановленная гармония соотношений мировых констант, давшая возможность появления в нашем мире человека, т.е. природа самого человека и его сознания с ещё скрытыми потенциальными возможностями были определены самой программой эволюции. Если так, то возможно, что даже деятельностью своего микромира субъект участвует в творении наблюдаемой Вселенной. О «принципе соучастника» в 1983 году заявил Дж. Уиллер. Если же принять положения этической версии антропного принципа, то при формировании Вселенной уже была задана нравственная составляющая развития сознания человека, которое является имманентным по отношению к Единству Вселенной.

Таким образом, можно предполагать, что и возникновение научной мысли, которая в наше время стремительно создаёт ноосферу, входило в план зарождения Вселенной. Причём для рассматриваемой нами темы принципиально отметить, что высшей формой биогеохимической энергии, создающей ноосферу, по В.И. Вернадскому, является энергия культуры: «Создание на нашей планете культурной биогеохимической энергии является основным фактором в её геологической истории. Оно подготавливалось в течение всего геологического времени. Основным, решающим процессом здесь является максимальное проявление человеческого разума. Но по существу это неразрывно связано со всей биогеохимической энергией живого вещества». Однако с развитием разума увеличивается и эволюционная ответственность человека за использование им свободы воли.

Справедливости ради следует напомнить, что Вернадский, подойдя вплотную к пониманию того, что мысль сама представляет форму организации  высокой духовной энергии, тем не менее не сделал этого важнейшего для будущей науки вывода. Одолеваемый сомнениями, он останавливается в своих размышлениях на качественном рубеже, отделяющем старую научную картину мира от новой: «Впервые человек охватил весь земной шар, может жить, где угодно, сноситься с быстротой  молнии, передвигаться сотнями километров в час. Человек в ноосфере становится геологической силой. Непонятно при этом, каким образом может человеческий разум изменять ход природных явлений... Понятно, что мыслью и трудом, но мысль не подчиняется законам энергетики».

Признав мысль высокой огненной энергией, зная, что она и материальна, ибо дух может проявляться только в материальных формах, Рерихи перешли этот рубеж, проложив мост для будущих поколений учёных. Е.И. Рерих хорошо знала, что из великого пространства черпает исследователь свои идеи, что не он создатель атомных сил, электричества, магнетизма, всех космических форм материи и её предвечных законов, но его творчество мысли позволяло сотрудничать с космическими законами, созвучия его мысли с исследуемыми явлениями и с пространственной мыслью приносили отклик, приводящий к научным открытиям и их использованию. Надо, наконец, признать, какая большая ответственность лежит на людях за охрану чистоты мыслей и совершенствование их способностей.

Таким образом, мы возвращаемся к необходимости самопознания для постижения внешнего мира, а качество нашего сознания становится универсальным средством исследования многообразных форм видимой и невидимой материи, вечное движение которой внутренне ей присуще, является её жизнью и осуществляется её энергиями. Представления о внешнем и внутреннем становятся относительными перед величественным единством Природы.

Знание, добываемое внешними средствами, не принесло людям счастья. Покорение природы, добыча и потребление её сокровищ, научные и технические достижения в основном стали контролироваться немногими, весьма посредственными и эгоистичными группами людей. Наука умножила число инструментов и сил, используемых для покорения внешнего мира и открытия его тайн, она сделала их более ухищрёнными, но с каждым годом возникает всё больше угроз самой жизни на планете, вызванных человеком. Проникновение в глубь материи открыло бесконечное количество частиц, её составляющих, так же как и попытки постигнуть природу единой начальной субстанции Космоса сталкивают исследователей лицом к лицу с Беспредельностью. Пока учёный не допускает единства своего сознания с сознанием Беспредельности и своих глубоких взаимосвязей с Космосом, пути исследований будут тупиковыми или неверно понимаемыми. Да и среди самих учёных нет единодушия мнений и согласия относительно многого ими открытого, но до общества эти разногласия редко доходят, ибо силы, созидавшие научную парадигму, руководимые своими корпоративными интересами, изо всех сил и разными средствами стараются внушить обществу свою беспристрастность и объективность. Те немногие из действительно знающих учёных, непредубеждённо стремящихся к истине и не согласных с большинством, часто замалчиваются или считаются «белыми воронами», хотя история свидетельствует, что именно они чаще оказываются правыми. Но нарушения этики науки из-за незнания тоже связаны с личной и коллективной ответственностью учёных и общества в целом, ибо эволюционные возможности для выбора духовных путей познания были даны всем.

В сроки, связанные с интенсификацией проявления разума и, в том числе, с ростом техносферы, Учителя человечества открыли многие сокровенные знания. Они предупреждали об угрозах цивилизации, возникающих при игнорировании космических законов эволюции. Но люди продолжали создавать разнообразное, в том числе атомное, химическое, биологическое и психотропное оружие, экспериментировать с погодой, нарушать баланс экосистем добычей ископаемых, обширными посадками сельскохозяйственных монокультур, перегораживанием рек и т.д., заниматься клонированием животных, бесконтрольно распространять генномодифицированные продукты и многое другое.

Бессмысленны ли все старания и жертвы многих подлинных подвижников науки? Конечно нет, ибо через них мы приходим к истинам, давно указанным Мудрецами Востока. Но чтобы это осознать, наверное, нужно дойти до предела возможностей внешних сил, выбираясь из лабиринтов Майи – великой иллюзорной силы Бытия.

Духовный лидер Индии Свами Вивекананда утверждал: «Приведите в гармонию подвластный вам микрокосм, и Макрокосм явит вам всю гармонию, в нём царящую. Маленькая водная капля в состоянии привести в равновесие всю Вселенную. Не можем мы увидеть вне себя то, чем мы не являемся внутри. Для нас Вселенная то же, что большая машина для маленькой: малейший намёк на какую-нибудь неисправность в маленькой машине заставляет нас подозревать изъян в большой».

Ещё более категорично высказывается великий христианский святой, яркий представитель исихазма Григорий Палама: «Знание, добываемое внешней учёностью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному». При этом он не был сторонником отказа от познания чувственного мира, который считал зеркалом Высшего мира, но призывал духовным познанием восходить, как по лестнице, к сферам высшим.

Этим взглядам созвучны мысли Е.И. Рерих: «Изучение всей синтетической сущности человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Космоса».

Но как мы уже отмечали, в последний период нашей западной машинной, механической цивилизации, связанный с интенсивным ростом техносферы, мало кто заботился о внутренних путях познания, а настоящих духовных наставников было мало. Более того, отсутствие глубоких знаний и духовных критериев развития, искажения религиозных основ привели к тому, что в последние десятилетия многие страны в погоне за быстрым получением желаемого всё больше стали использовать наркотизирующие сознание методы манипулирования, и цивилизация стала превращаться в магическую. Арсенал науки, возможности военных ведомств стали востребованы для штурма скрытых резервных возможностей человека и природы. Делается это чаще всего бездуховными внешними средствами. О губительных следствиях, вызванных пробуждением этих сил антиэволюционными методами, мало кто подозревает. С другой стороны, наступили объективные сроки для исследования психической энергии и внутренних свойств человека. Но для этого нужны культурные широкомыслящие учёные с новым сознанием и качественно новые методы, а работы должны осуществляться под руководством опытных духовных наставников. Е.И. и Н.К. Рерихи и их сыновья были именно теми просвещёнными наставниками, которых так мало, но знания и опыт которых спасителен. Размышляя о новых формах изучения духовных Знаний, Е.И. Рерих пишет: «Нужно обновление всего подхода к Сокровенному Знанию. Как никогда сейчас нужны любовь, честность и серьёзное отношение, полное осознания ответственности, без этих качеств лучше не приближаться к этой Великой Науке. Обычные лекции и собрания членов не нужны. Истинно, время таких лекций и сборищ прошло, нужен строго научный подход к проблемам духовным и научно поставленные опыты под руководством необходимых специалистов и опытных наставников духовного делания и воспитания и развития внутреннего человека. Таких наставников очень мало, думаю, что и пальцев на одной руке слишком много для их числа, причём они живут в определённых местах и не любят покидать свои монастыри и уединения. Но и это может быть до некоторой степени преодолено, ибо можно иметь необходимые отделения в местностях, где будут собраны определённые условия, космические, атмосферические и географические. Об этом я и мечтаю и надеюсь, что до моего ухода мне удастся заложить основание такому Институту изучения Скрытых Сил и Свойств Человека, и не в узких рамках уже существующих исследований и допущений, но во всей широте Восточного Знания и применения именно восточных методов в их западном пояснении и западной терминологии. Углублённое тщательное изучение нервной системы и деятельности гланд сильно облегчит подход к Сокровенному Знанию».

Целостность бытия живого вещества, манифестированная в биосфере и её высшей ступени развития – ноосфере, стала разрушаться, когда человек, создавая техносферу, стал отделять силу разума от своей исконной духовной природы, от единства сознания и жизни. Возникшие напряжения и столкновения разнородных энергий явились результатом противостояния человека и порождённой космическими законами природы, частью которой он сам является. Техносфера уже не выдерживает этого противостояния и пытается сделать жизнь стратегически бессмысленной, вытесняя из целей своего развития эволюционное предназначение самой сущности человека. Поляризация сил разрушения и созидания, вырождения и развития, инволюции и эволюции достигает сегодня критического предела. Альтернатива неизбежна – либо разрушить биосферу и погубить Землю, либо, пройдя испытания, сознательно и гармонично подчинить рассудок сердцу, восстановить подлинную духовную иерархическую целостность, в которой человек, руководимый высшими космическими силами эволюции, будет познавать сужденную мощь психической энергии, управлять ею и становиться творцом более совершенной жизни. Культура, а не цивилизация должна стать подлинной основой Бытия.

В преддверии тяжёлого испытания человечества (надвигающейся Второй мировой войны) Николай Константинович Рерих вводит концепцию Культуры – не просто теоретическую, а пропущенную через собственное сердце, через всё своё творчество и творчество гениев прошлых поколений, через широкое социально-историческое и природно-космическое осмысление жизни. Знамя Мира и Пакт Рериха были явлены людям Земли как путь спасения. Лишь Культура способна сочетать внутреннее с внешним, ибо она, по выражению Н.К. Рериха, «есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Все Рерихи считали, что не богатство, а человеческий дух создавал Красоту и Знание и что они открывают пути эволюции.

В очерке «Синтез» Н.К. Рерих приводит определение Культуры, данное Ф. Бэконом: «Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека — мыслительной, религиозной, этической, — оно  более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия». Концепция Культуры самого Н.К. Рериха содержит синтез лучших представлений о культуре прошлого. Фактически Н.К. Рерих открыл людям понимание нового, более одухотворённого уровня ноосферы. Из возможных трактовок символики Знамени Мира следует, что и наука органично входит в понятие Культуры. Культуре мы обязаны возникновением нового одухотворённого научного мышления. И это новое качество научного мышления ярчайшим образом было явлено всей семьёй Рерихов и особенно сердцем семьи – Е.И. Рерих.

Огненное выражение открывающейся человечеству одухотворённой реальности Космоса было проявлено Еленой Ивановной Рерих. Одухотворённая наука, представленная в её трудах, показывает новые грандиозные пути познания внутреннего и внешнего множества миров. Постижение гармоничного сочетания и единства этих миров связано с внутренним преображением, трансмутацией огненных энергий разных сфер человеческого микрокосма. Е.И. Рерих, осуществив это под руководством Великого Учителя, приобрела уникальный опыт самопознания, открывший ей новые горизонты одухотворённого научного познания реальности и великих законов Бытия. Внутреннее сочетается с внешним, высшее управляет низшим в соответствии со священным законом Иерархии. «Истинное устремление к красоте приведёт нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце», — утверждала Елена Ивановна.

Е.И. Рерих стала Матерью нового Учения Жизни – синтеза духовных Учений прошлого, открыла людям новый космический простор эволюции духоматерии, подготовила приход нового, более совершенного вида человечества, овладевающего космическим сознанием и способного к познанию дальних миров. Её собственный огненный опыт стал подтверждением неисчерпаемых возможностей познания и преображения материи, роста и утончения сознания. Будучи первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи и космических лучей, работая под руководством Великого Учителя, она заложила основы новой одухотворённой науки.

В её Космологических записях, работах по изучению свойств человека и его связей с Космосом, в размышлениях о Солнце, видимых и невидимых планетах и кометах, о качественно новом подходе к изучению атома, о токах пространства, о психической энергии и мысли, о Космическом Магните, о многих новых, пока ещё неизвестных науках, а также в планах и достижениях института «Урусвати» заложена программа научных исследований в будущей эпохе. Обоснованность возникновения этой эволюционной науки, способной вернуть людям утраченный смысл жизни, содержалась в трудах великих мыслителей прошлого, в представлениях космистов: учёных и философов, в духовных Учениях разных народов, ярчайшей новой ступенью которых стало Учение Живой Этики.

Главным талантом Е.И. Рерих был синтез духовности. Обладая высоким чувствознанием, она всегда знала, что следует делать. Про неё Учитель сказал: «Синтез духовности – самый редкий дар, именно он зажигает Свет мира. Со Светом мира ничего не сравнить. Свет обжигает, но его Луч ищут».

Этот редкий дар духовных накоплений, знания духа позволял Е.И. Рерих ориентировать сознание на самые существенные стороны жизни, отличать очевидность от действительности, видеть динамику скрытых сил Бытия, чувствовать красоту законов Мироздания и в своём творчестве соединять миры. Он укреплялся и развивался благодаря сотрудничеству с Великим Учителем.

Невозможно было проникать в тончайшие слои материи, познавать их свойства и сознательно осуществлять их преображение без помощи Учителя. Без личного опыта и самопознания не были бы действенными и жизнеспособными грандиозные знания, принесённые миру Е.И. Рерих.

В начале этого небывало трудного пути – в 1924 году ей было сказано: «Три Указания – Первое, надо разъяснить, почему Урусвати должна мучиться опытом. Надо Урусвати привыкнуть к лабораторным лучам. Хочешь принести народу точные знания, для этого надо не оставаться в залах общих Учений, но придётся спуститься и подняться в помещения специальных изысканий, где физические и духовные лучи иногда даже нестерпимы. Потому, принося человечеству Великий Опыт, ты запасаешься паспортом для входа». Кропотливая работа с энергетикой Е.И. Рерих проходила под руководством Великого Учителя. Она была подобна настройке утончённейшего музыкального инструмента – космической арфы, способной созвучать тысячами струн, отражая гармонию сфер и кружевные узоры токов Космического Магнита, откликаться на разные оттенки лучей планет и высоких сущностей. Через 27 лет подвига испытаний пространственным огнём и ярого самоотверженного служения она напишет: «Я буквально живу Лучами В[еликого] Вл[адыки], и, вероятно, меня продержат необходимое время для выполнения моей работы, а там займусь другой работой, более подходящей моему духу. Пространство с его мирами страстно притягивает меня, и возможность изучать их, будучи вооружённой необходимыми для этого новыми оболочками и аппаратом, просветлённым духом, настолько увлекательна, что я уже живу на Земле половинной жизнью…» Об этом уникальном состоянии, в которое добровольно и жертвенно преобразилась Е.И. Рерих, пишет широко известный востоковед и исследователь творчества Рерихов Л.В. Шапошникова: «Оказавшись как бы распятой между плотным миром Земли и Огненным Миром Высшей Материи, она будет нести в себе оба мира, стремясь уравновесить их энергетически и духовно. Её тело обретёт энергетику Шестого энергетического вида человечества, ибо она стала его земным творцом и космическим собирателем».

Для Рерихов, продолживших духовный труд великих подвижников и мыслителей прошлого, наследовавших знание основ мировых Великих Учений и религий (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм, христианство), было естественным признание того, что единоначальная, или психическая энергия, высшей огненной формой которой является мысль, определяет эволюционное восхождение и рост сознания человека. Обобщив изученные за много веков свойства психической энергии, Рерихи открыли новые горизонты для научных исследований этой энергии, являющейся основой всего многообразия жизненных процессов. Если Вернадский заложил основы новой научной картины мира, то Учение Живой Этики, данное через Рерихов, явилось синтезом духовных Учений прошлого и открыло новые, поистине космические горизонты развития одухотворённой науки, строящейся на новой методологии и исследующей духовную, огненную природу вездесущей материи.  

Эта Новая наука, явленная Учителями в XIX веке через Е.П. Блаватскую и развитая в XX веке в трудах Е.И. Рерих, основывается на утверждении Тайной Доктрины о том, что «…Материя вечна. Это есть Упадхи или Физическая Основа Единого Беспредельного Космического Разума для построения на ней своих представлений. Потому эзотерики утверждают, что нет неорганической или «мёртвой» материи в Природе, различие, делаемое наукою между этими двумя, так же неосновательно, как и своевольно и лишено здравого смысла».

В творческом наследии Е.И. Рерих можно выделить несколько основных направлений и областей, связанных с наукой.

Многие философские размышления и записи о науке Е.И. Рерих содержат весьма ценные указания, необходимые для непредубеждённо мыслящего и творческого ума учёного.  Это её высказывания о единых принципах, содержащихся в религиозных Учениях прошлого, размышления об основных законах Мироздания, возникновения Вселенной, множественности видимых и невидимых миров и находящихся в них форм жизни, о материи, пространстве, времени и причинности, её собственные мысли и Знания, данные Учителем, об эволюционных задачах, стоящих перед человечеством на пороге его сознательного вхождения в грандиозную реальность Космоса, представления о путях совершенствования сознания, о принципах сотрудничества и гармонизации отношений между людьми и народами, конкретные направления будущих научных исследований, связанных с новыми метанауками, медицинские советы близким, в том числе касающиеся энергетических процессов, происходящих в организме и не известных науке, и многое другое… Имеются статьи Е.И. Рерих, фрагменты её писем и бесед с Учителем, опубликованных Международным Центром Рерихов, имеются архивные материалы, содержащие ценные сведения, специально посвящённые науке будущего. Можно отметить Космологические записи, сделанные ею в 40-е годы XX века, статью об изучении свойств человека, составленную на основе записей периода 40-50-х годов, отдельные статьи о Солнце, о токах пространства, о Психической энергии, о Космическом Магните и т.д. Е.И. Рерих даны целые направления будущих научных исследований, появление которых было подготовлено её предшественниками – великими учёными, философами и духовными подвижниками прошлых веков, мыслителями-космистами, основоположниками Великих Учений.

Через неё Учителем было указано на значение понимания соответствия между Макрокосмом и микрокосмом для исследования скрытых свойств человека и преобразующей роли психической энергии и её венца – мысли, а также на эволюционную важность изучения градаций разных степеней и проявлений космического электричества и магнетизма и исследований Тонкого Мира и Дальних миров. Данная в её трудах программа рассчитана на сотни лет. «Подумайте, родные, — пишет Е.И. Рерих, — сколько творчества, строительства перед нами! Нужно всё донести, всё собрать, заложить основы новой науки, построить Город Знания и водрузить Знамя Мира – Знамя Сил Света. А сколько труда ещё над Сокровенными Книгами! Сколько ещё не переведённого и не изданного!»

Всё, связанное с этой новой наукой, имеет отношение к преображённому, более совершенному человечеству. Нужно отметить, Елена Ивановна всегда знала, что «признание и нахождение психической энергии сдвинет сознание и широко уявит целебные свойства этой огненной энергии, которая лежит в основании всего Мироздания». Она, наблюдая за современными исследованиями, выделяла созвучное приходу нового знания: «Наука следует сейчас такими гигантскими шагами к самым неожиданным и изумительным открытиям в области мозга и нервной системы».

Надо сказать, Е.И. Рерих оперировала часто парадоксальными и несовместимыми для представлений обычного учёного понятиями: «Казалось бы, от науки следовало бы ждать очищения и просвещения сознания, но, увы, нравственность и биология остаются непонятым парадоксом. Бедствия и ужасы Армагеддона не научили человека заглянуть повыше пыльного очага. Чудесные изобретения не применяются для возвышения и углубления понимания значения жизни. Такие аппараты, как радио, должны были бы заставить подумать о передаче мысли, но на деле это чудесное открытие служит прежде всего обману. Распадение атома приблизило к энергии всеначальной, но атомная бомба стала чудовищем, порождением ада, служащим алчным и захватным целям. Где же решение? Нужно обратиться к НАДЗЕМНОМУ МИРУ. Следует воспринять его в полной реальности, только так можно остеречь безнравственного человека. Закон Кармы, или Причин и Следствий, должен быть усвоен со школьной скамьи. Как много должно быть совершено в этом направлении! Наука должна помочь. Наука должна проникать в глубины сознания».

Химизм пространства, магнетизм и космические излучения оказывают огромное влияние на биосферу и ноосферу Земли, влияют на сознание человека, которое, прежде всего посредством силы мысли, может воздействовать на очень далёкие расстояния. Кроме этого, можно будет установить влияние духовного человека и на его собственное здоровье и на окружающих людей. Ибо нравственность, будучи связана с психической энергией, в новых науках астробиологии, астропсихики и физиологии духа, психохимии и ряде других, появление которых Е.И. Рерих предвидела в будущем, должна исследоваться как имеющая отношение к энергетическим преобразованиям, отражающимся на малекулярном составе организма и на всех его системах – кровеносной, лимфатической, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и т.д. «Человек уявлен восприемником всех Сил Космоса, но вместе с тем он является преобразователем их в полезные или вредоносные воздействия соответственно его нравственному развитию», — пишет Е.И. Рерих в работе «Изучение свойств человека».

Современная наука имеет дело с вышеназванными системами организма, но при этом она практически игнорирует онтологическую природу духовной составляющей материи, даже на уровне современной психофизиологии и психологии человека. Конечно, уже учитываются, например в исследованиях психосоматики или эпидемиологии, влияния космических факторов, но вспомним, с каким трудом А.Л. Чижевский и его последователи добивались признания своих трудов. И всё-таки наука находится ещё в младенчестве, если учесть те необозримые горизонты знаний, которые открываются в Учении Живой Этики и трудах Рерихов. В наследии Рерихов, в Знаниях, данных Учителями Востока, в трудах Е.П. Блаватской, а также мыслителей-космистов, Б.Н. Абрамова, Л.В. Шапошниковой и некоторых других современных исследователей много говорится об эволюционной значимости связи человечества и всей жизни на Земле с другими мирами, ибо, как пишет Елена Ивановна: "…Все Величайшие Учителя приходили на Землю, чтобы установить этот мост, эту связь между мирами."

 

Картины - Фото сайта

 

Выставки, занятия, Конференции

МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ

 

Картины-РОССИЯ

Новости сайта

12 апреля 2024 года. Материал для классного часа ко Дню Космонавтики: интересные статьи, стихопритчи (стихи) для детей и школьников. Творческие конкурсы. Труженникам космической отрасли посвящается.

  Современные стихопритчи (стихи) про Космос, планеты. Цитаты и высказывания для детей и школьников о Космосе. Биография Юрия Гагарина: неизвестные ...
подробнее...

15 апреля 2024 - Международный День Культуры. Информация для презентаций. Мероприятия к 15 апреля 2024 года для школ, библиотек, музеев.

  Стихи, высказывания о Культуре. Культурные мероприятия в школе, библиотеке, музее для учащихся, студентов. Рисунки участников Всероссийского...
подробнее...

15 апреля 2024 - Международный День Культуры. Культура России. Жизненные вопросы и ответы на события в России, Украине и Мире. АгниКультура - Знамя Мира. Zа Жизнь! Zа Отвагу! V - За Победу!

АгниМироНовости нашего Сердечного и Благовещего-Благодатного Огня в Культуре Жизни.   Жизненные-текущие вопросы и ответы на события в России, Укра...
подробнее...

Стихопритча (стихи) - как соблюдать Великий пост 2024г. Как правильно поститься? Как начать поститься в первый раз? Как бороться с навязчивыми мыслями?

Как соблюдать Великий пост перед Пасхой?   Стих<о>притча <…Пост…>   Учитесь повседневно жизнью Святость соблюдать Постом ли наз...
подробнее...

"Прощёное Воскресенье" перед Великим Постом. Около понятия прощения много непонимания. Прощение и Карма человека. Кто может простить грехи? Можно ли простить врагов?

  Главное! СделаеМ выводы, чтобы не повторяться в "ошибках"-причинах, а через "Прекрасные Поступки" в жизни будут и следствия Благочистивые. <В...
подробнее...

Письмо Президенту России о Будущем Страны. Поддерживаем и голосуем за Президента России Владимира Путина - 2024! Российско-украинский кризис, каким будет исход СВО? Россия за Мир и Единение стран!

  Письмо надёжному Президенту. Мир на пороге эволюционных перемен: "Россия является Центром преображения человечества и Земли".   ДухоСердцеМы...
подробнее...

Жизнь и Огненное ДУХОТВОРЧЕСТВО Елены Ивановны РЕРИХ. Сотрудница Космических Сил.

  12 февраля - ДЕНЬ рождения ЕЛЕНЫ Ивановны РЕРИХ выдающегося философа, ученого, президента-основателя Института Гималайских исследований «Урусва...
подробнее...

Проблемы здоровья и здравоохранения в России. В здоровом теле здоровая мысль. Связь здоровья и Культуры человека. Н.К. Рерих. Правильно ли выражение "В здоровом теле здоровый дух"?

  Продолжение Оглавление книги читайте по ссылке 2 страницу читайте по ссылке 3 страницу читайте по ссылке 4 страницу читайте по ссылке 5 ...
подробнее...

Творчество 21 век

 

Детям о Космосе

АУРА космоса.

 

Духомир Вечного

Афиша сайта: Сотворчество. Жизнь-Учение. Наши Издания

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD


Аудиовидео книги  печатные книги

DVD-стихи

"Живые мысли"


DVD-стихи

"Свет в тебе"

 

DVD-аудио-стихи

Духопромысел

 

Книга

Духопромысел

 

DVD-стихи

Стихи про Космос


Книга-стихи

Свет в тебе


Книга-стихи

Живые мысли

 

Книга-сборник

Мудрость Любви


Книга-Тайна

Чудеса Жизни

 

Книга-Знания

Космическая Мудрость

 

Книга-Откровение


Практика Знаний

 

Книга 1. Агнисветопоиск

Болезни.Привычки.Здоровье

 

Книга 2. Агнисветопуть

Иеровдохновение

 

Книга 3. Агнисветоопыт

Двухполюсность. Вера. Воля.

 

Книга 4. Агнисветодух

Практика жизни для совершенствующихся.

 

Книга 5. Агнидухожизнь

Агницитаты и Агнивысказывания.

 

Книга Огнесветознание

Жизнеосознание Огнедухотворчества

 

Книга Агнидухослово

Духотворческие словосочетания

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ

Все права защищены © 2010-2017